Иногда знатоки закулисной жизни высказывают предположение о мистической связи биографий актеров и героев, которых им суждено сыграть в театре. А жажда власти, свойственная многим коронованным лицам, не может не отражаться на характерах и личностях тех, кто регулярно одевает корону, пусть даже в свете театральных софитов. Сейчас начался новый сезон в Национальной опере Украины. И, вновь встречаясь с любимыми солистами, мы рискнули проследить за некоторыми интересными параллелями в их судьбах и судьбах тех властных персонажей, которых они часто воплощают на оперной сцене…
Михаил ДИДЫК уже свыкся с ролью Герцога Мантуанского в опере Верди «Риголетто». Не секрет, что сюжет этого произведения возник на основе драмы Виктора Гюго «Король развлекается». Но в тогдашней Италии было невозможно написать оперу, в которой самодержец выступал бы как откровенно негативный персонаж. Поэтому речь идет о герцоге. Это жуир, который спешит жить, не обделяя себя благами и утехами, которые дарит нам быстротечное земное существование. Он способен пленять всех женщин подряд и дарить им свою любовь, не обременяя себя ответственностью. В киевской постановке этой оперы Герцог даже принимает ванну. Учитывая сквозняки, которые иногда «овевают» наших певцов на сцене, выступление тенора в «Риголетто» можно считать мужественным поступком. Но Дидык — не только украинский, но и «международный» Герцог. Для певца естественно быть во всем первым и лучшим. В Национальной опере Дидык уже превратился в настоящую звезду первой величины. В начале своего артистического пути на оркестровой репетиции «Пиковой дамы» произошел смешной случай. На вопросы Томского «Скажи мне Герман, что с тобой? Ты нездоров?», Михаил Дидык (Герман) должен ответить «Я здоров». Но вдруг певец ошибся и почему-то ответил «Я богат». Так в известной степени Михаил предрек свою судьбу… Кроме того, Михаил Дидык не мог бы пожаловаться на равнодушие противоположного пола к себе. Следовательно, все эти факты безоговорочно свидетельствуют о том, что между вердиевским герцогом и Михаилом есть немало положительных общих черт. Но коварство и равнодушие, к счастью, отсутствуют в характере певца…
Татьяна ПИМИНОВА время от времени появляется перед зрителем в виде грозной и властной Амнерис, дочери египетского фараона. Это один из ведущих образов вердиевской «Аиды». Правда, властная Амнерис оказалась несчастливой только один раз — ей так и не удалось завоевать сердце своего любимого. С помощью интриг и провокаций она узнала о своей сопернице. В душе Амнерис кипели настолько сильные страсти, что она выглядит не менее значимым персонажем в опере, чем сама Аида. Для каждого меццо- сопрано партия Амнерис — это мечта всей жизни. Она позволяет хотя бы на один вечер почувствовать себя безгранично властной женщиной. В жизни Татьяны Пиминовой не было таких головокружительных катаклизмов на личном фронте. Она счастливая жена и мать. Но жизнь артиста — это неизбежная возможность мысленно одевать на себя чужие маски. Образ Амнерис Татьяна создает по принципу «от противного». Этот образ очень экзотический и оставляет за исполнителем свободу в выборе выразительных средств. Ведь мы вряд ли истинно знаем, какой была походка, манеры, жесты фараоновской дочери. Здесь уже нужно подключать собственную фантазию. Но бесспорно и то, что на сцене актер проживает конфликтные ситуации, пользуясь своим жизненным опытом. Ведь с течением столетий человеческая любовь, страсти и тоска остались неизменными. Кстати, однажды Татьяне пришлось пропеть эту трудную партию именно тогда, когда она была на седьмом месяце беременности! Таким образом, дочь Татьяны Машенька, которой сейчас идет второй год, побывала на оперной сцене еще до своего рождения.
Ирине ВЕЖНЕВЕЦ суждено создать образ ее величества королевы Елизаветы Валуа в опере Верди «Дон Карлос». Елизавета была не только оперным персонажем, но и историческим лицом — третьей женой испанского короля Филиппа II. По сюжету оперы, который повторяет настоящие исторические перипетии, она была безнадежно влюблена в сына своего мужа от предыдущего брака. Нечего и говорить, что из-за этого ее жизнь при дворе сопровождалась адскими муками. Женственность, впечатлительность, чарующая слабость, способность отдаться на волю собственных чувств — все эти качества присущи не только королеве Елизавете, но и… Ирине Вежневец, которая воплотила ее образ на оперной сцене! Конечно, Ирина не происходит из семьи Анри Второго и не решает судьбу Европы, как ее оперная героиня. Но, несомненно, что-то объединяет этих двух женщин — они обе живут чувствами и вынуждены бороться за свое личное счастье и за место под солнцем… Правда, биография певицы, лишена таких капризных казусов, которые преследовали монархиню. Ирина очень любит свою дочку Настю и по природе своей натуры вряд ли согласилась бы семейное счастье принести в жертву каким-то государственным интересам. Но есть еще одна черта, которая удивительным образом продолжает ряд совпадений. Ирина Вежневец очень уважаема и хорошо известна именно… в Испании! Там ей всегда рады, она очень часто (почти ежегодно) гастролирует в этой стране, хорошо знает испанский язык. На сегодняшний день имя Ирины Вежневец лучше известно за границей, ее гастрольная «география» охватывает более полутора десятка стран. Кстати, есть все основания утверждать, что в течение этого сезона «Дон Карлос» опять увидит свет рампы на киевской сцене.
Геннадий ВАЩЕНКО недавно предстал перед зрителем в партии непреклонного императора Наполеона в премьере «Войны и мира» Прокофьева. Эту партию он уже исполнял и на гастролях в Швейцарии. Все это прошло настолько успешно, что отныне Геннадий, похоже, станет бессменным исполнителем роли Наполеона. Как это не удивительно, но в биографиях певца и исторического персонажа прослеживаются поразительные совпадения. Оба сначала обнаружили склонность к военной карьере. Но Геннадий пел даже в армии. Его военная служба была полностью связана с музыкой — он служил в Киеве, в ансамбле КВО. Но, на этом «военная» карьера певца не закончилась. Перед приходом в Национальную оперу за плечами у Геннадия немалый опыт выступлений на сцене, ведь он в течение семи с половиной лет работал в Ансамбле песни и танца МВД Украины. Можно сказать, что Геннадий — сильная личность. Партия Наполеона в его репертуаре появилась недавно. Таким образом, от старшего лейтенанта Геннадий сделал головокружительный карьерный скачок, сразу став даже не генералом, а императором-полководцем. Теперь во время спектакля ему по мизансцене приходится отфутболивать ногой пушечное ядро, которое падает у его ног. Ведь важность не позволяет монарху наклоняться. Хотя, слишком глубоко вживаться в образ Наполеона опасно: можно и действительно уверовать в свою исключительность и дойти до клинических последствий. Надеемся, что Геннадию это не будет угрожать. Единственное, в чем можно быть уверенным — это то, что Геннадий не собирается в ближайшее время уединяться на острове Святой Елены…