«Сколько можно?!» — нередко восклицаем мы, сидя перед телевизором и ожидая окончания рекламного прессинга. Однако — невероятно, но факт — в мире ежегодно находится более 250 000 человек, желающих шесть часов подряд, ночью, смотреть рекламные ролики, при этом уплатив за сеанс добровольной «экзекуции» немалые деньги. Это — пожиратели рекламы. И это — их ночь.
Самое яркое и массовое событие рекламного бизнеса, дважды занесенное в книгу Гиннеса — «Ночь пожирателей рекламы» — состоится в Киеве 8 ноября в Международном центре культуры и искусств (Октябрьский дворец). На этот раз в программе в основном «свежие» динамичные ролики, большинство из которых датируется нынешним годом. Кроме того, украинские зрители смогут теперь не только наслаждаться зрелищными кадрами, но и вникать в суть рекламного послания: впервые ролики будут сопровождаться титрованным переводом.
В этом году зрители увидят рекламные фильмы из Румынии, Сербии, Черногории, Чехии, Польши, Словении и Венгрии (в том числе несколько «раритетов», созданных в 1938 и 1940 гг.). Особое любопытство вызывают рекламные фильмы Иордании, Саудовской Аравии, ОАЭ, Израиля, Сирии и Ливана. В подборке фильмов-лауреатов этого фестиваля вместе с традиционными и вполне ожидаемыми британцами и американцами оказались шведы, норвежцы, датчане и словенцы. Порадуют новые встречи с уже известными по прошлым программам «Ночи» кинематографистами из ЮАР, Аргентины, Мексики, Бразилии, будут представлены также Уругвай и Перу, Таиланд и Сингапур, Китай и Гонконг, Тайвань и Индия. Чрезвычайно интересны и непривычны для европейского зрителя выполненные в явной связи с национальной культурной и визуальной традицией работы кинематорафистов Японии (впервые они представлены так обширно).
Идея создания «Ночи пожирателей рекламы» принадлежит французу Жану Мари Бурсико. С 1981 года со всего мира он получает около 25 тысяч рекламных роликов, из которых отбирает 500 самых ярких, креативных и остроумных, объединяя их в непрерывное шестичасовое шоу. Ежегодная премьера «Ночи» в Париже собирает больше 10 тысяч человек, число зрителей во всем мире достигает 250 тысяч. В Украине «Ночь» дебютировала пять лет назад. В прошлом году в Национальном академическом театре оперы и балета посмотреть шоу собралось более 1500 зрителей.
О новой коллекции и своем необычном увлечении рассказывает Жан Мари БУРСИКО.
— Какие тенденции вы бы отметили в мире рекламного кинематографа?
— Я бы выделил две, казалось бы, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, увеличение количества роликов, бюджет которых превышает миллион долларов. Они созданы в стиле Голливуда — с изобилием спецэффектов, шикарными саундтреками, тщательным кастингом. С другой, очевидно появление роликов малобюджетных — за 100 тысяч долларов и менее, но с прекрасными идеями, искрометным юмором.
— Знакомы ли вы с рекламным рынком Украины? Как вы оцениваете его потенциал?
— Думаю, что в Украине сейчас происходят те же процессы, что и на рекламных рынках стран Восточной Европы: настоящее пробуждение маркетинга, креативности и всплеск энергии молодого мира, готового взлететь до самых высоких вершин и покорить рекламный олимп. Особенно поражает уровень креативности: изобилие идей, проектов, инноваций. Я думаю, что будущее рекламы находится в руках стран «новой» Европы, ведь старо-европейские рекламисты сейчас «спят» под тяжестью своих традиций и уже созданных идей. Но стремительное развитие новых рынков подстегивает и их умы.
— Украинские рекламные агентства присылали вам свои ролики в этом году?
— Нет, но я надеюсь увидеть работы украинских рекламистов уже в ближайшее время, чтобы показать их всему миру в «Ночи пожирателей рекламы-2004».
— Собирание роликов — хобби или бизнес?
— Удовольствие. Я начал коллекционировать рекламные ролики, когда мне было 10 лет. Похоже, эта страсть возобладала над моим юридическим образованием. Уже 23 года я управляю «Синематекой», в которой скопилось неимоверное количество фильмов. Я сделал свое увлечение профессией.