Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сюрреалистический плакат — тихая гавань?

17 июля, 2001 - 00:00

Достаточно непривычна выставка польского сюрреалистического плаката, проходящая сейчас в галерее «Майстерня» Центрального дома художников. Собственно, это экспозиция одного автора — Францишека Старовейски. Три десятка его работ из коллекции Кшиштофа Дидо (Краков) были представлены киевлянам как образчики единого стиля, которого польский плакатист придерживается неизменно уже долгие годы.

Увиденного, конечно, явно недостаточно, чтобы говорить о каком- либо варианте сюрреализме по-польски. Скорее, художник пользуется когда-то экстравагантным, а ныне уже классическим приемом в практически рекламных целях, для создания плакатов к фильмов Кшиштофа Занусси, других режиссеров, театральным и оперным спектаклям. Причудливые фигуры, странные сочетания человеческих тел, машин и предметов, отсутствие твердых установившихся форм — все эти, хорошо узнаваемые черты «сюра» выдержаны последовательно и жестко. В целом же стиль, созданный Андре Бретоном и Луисом Бунюэлем, по-своему продолженный Рене Магриттом и Сальвадором Дали, у Францишека Старовейски выглядит сугубо иллюстративным, прикладным. Наверно, для плакатного дела большего и не надо. Возможно, само искусство плаката требует уже несколько иных, более энергичных, что ли, подходов. Ведь визуальная насыщенность и пестрота среды человеческого обитания растут ежедневно. И в этом потоке самых неожиданных и многочисленных образов, пользуясь лишь одним, пусть даже хорошо отработанным, способом письма, можно затеряться...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ