Владимир ПАНЧЕНКО , вице-президент Киево-Могилянской академии:
— Фотовыставку газеты «День» я посещаю уже несколько лет подряд. Поэтому есть возможность сравнивать, улавливать новые мотивы, настроения, новые сюжеты и новые лица. В общем, как по мне, многовато лиц политиков. Они уже так осточертели. Но взгляд фотомастеров на них — прищуренно- иронический, и это не может не затронуть душу.
По сравнению с предыдущими выставками на этот раз меньше драматических и трагических сюжетов. Больше улыбок. Общая тональность выставки тяготеет к иронии, к лукавству, а иногда — к карнавальному смеху. Мне очень понравилась фотография Олега Нича «Последний штрих», где описаны карнавальные игрища на свадьбе. Очень классная работа Бориса Корпусенко «Две правды». Там пойман меткий момент и это делает ее особенной и создает интересную драматургию. Борис принадлежит к таким мастерам, которые умеют уловить мгновение.
Анатолий ЯРЕМА , генеральный продюсер международной версии «1+1»:
— Я посещаю фотовыставку «Дня» ежегодно с момента ее основания. Вспоминается работа «Открываю новый день». Онa еще во время первой выставки, в 1999 году, произвелa на меня большое впечатление. И именно тогда я понял, что «День», организовывая фотоконкурс, делает большое дело. Стиль фото — жизнеутверждающий. Даже при том, что они отражают мрачные явления нашей жизни. После таких фото хочется плакать, а потом все равно жить. Они несут в себе сильную позитивную энергию. Когда смотришь на «Хижину Тома» Анастасии Сироткиной, выступают слезы на глазах, но потом возникает желание что-то делать, чтобы такого не было. Они побуждают к действию. Думаю, что это очень хорошо.
Я отдал голос за фото «Уличная исповедь» Василия Андруника. Не люблю постановочных фото, хотя они бывают очень хорошими. Я больше ценю неуловимое мгновение жизни, мимо которого мы проходим ежедневно, иногда не замечаем его. Но если это мгновение поймать аппаратом мастера, то оно станет шедевром. Именно это я увидел в «Уличной исповеди». В общем, очень сложно выбрать фаворита. Сначала выделил 5-6 работ, а потом закрыл глаза и вспомнил только одну. Радует то, что политики в этом году меньше. Политические фотоработы художественно осмыслены. Отмечу, что значительно расширилась площадь, которую занимают работы конкурсантов. Сначала фото размещались в одной комнате, а сейчас вот такие два огромных зала, и нет ни одной работы, которую можно было бы назвать слабой.
Валерий ГОРДИЕНКО , банковский работник:
— Впечатление от выставки положительное. Я себе отметил, что темой выставки является разное проявление человеческих эмоций. И больше всего понравились те работы, на которых изображены простые люди, и те эмоции, которые там показаны, очень искренние и очень правдивые. Насколько я помню, в прошлом году большинство фотографий были связаны с событиями оранжевой революции, и после их просмотра была какая-то возвышенность. А сейчас, после разочарования, даже грустно немного. Фотографии с политиками это подтверждают.
Вячеслав КОЗАК , политический обозреватель Украинского рад ио:
— Знаете, так много работы, что за ней иногда забываешь о культурных мероприятиях, так что на выставках бываю не так уж часто. Но читаю газету «День», мне нравятся фотографии, которые в ней печатаются и поэтому было интересно прийти сюда. Могу сказать, что впечатления просто неожиданные. Я думал, что в парламенте меня уже ничем не удивишь, но работы «Глубокий подход» и «Кухня» и смешат, и огорчают одновременно. Думаешь, какой же серьезности решения принимают эти люди, от которых зависит жизнь государства. Выражения лиц, улыбки, жесты политиков — это все настолько красноречиво. Фотографы «поймали» именно те моменты.
На радио такое просто невозможно передать. Ну и фото обычных, как мы с вами, людей. Вот одинокая женщина, изображенная на работе «Вдвоем», почти до слез пробирает. Такой резкий контраст с вычурными депутатами... А еще вспомнил сразу свою мать, к которой удавалось нечасто ездить на родину. Эмоции просто через край... Дети, нуждающиеся в защите и поддержке. Мы так пытаемся уберечь своих детей, а эти как будто никому и не нужны. Это страшно. Идешь вдоль стены, и каждая фотография касается именно твоей жизни. Просто невероятно. Невозможно остаться равнодушным. Хочу поблагодарить газету «День» за эту выставку, за то, что дает возможность талантливым фотографам показать людям реальность, мимо которой, возможно, многие проходят, не замечая такого важного.
Лиза ПАВЛИШИНА , фитнес- тренер:
— В последний раз интересовалась фотографией, когда захотела стать моделью и делала портфолио для этого. Желание, кстати, не осуществилось. На выставку зашла случайно и, честно, жалею, что не знала об этом раньше. Пускай я не вижу деталей и нюансов, пусть мне ничего не говорят имена фотографов, но изображенное на снимках пробирает насквозь. Эти люди, эти ситуации, они словно сквозь систему линз, через фотоснимок проникают в душу. Это как выстрел в сознание. В упор.
Странно, я сама, кажется, недавно была беззаботной, а смотрю на фотографию и хочется помочь детям, хочется поддержать стариков, хочется крикнуть «НЕТ!!!» политикам... Да еще и такая подборка, что от комичного переходишь к драме человеческой. И это как с жары и на мороз. Такого волнения я не испытывала давно. Хочется поблагодарить людей, которые сделали эти снимки, которые организовали эту выставку, за внимание к жизни людей. Спасибо им. Без преувеличения, сейчас я выхожу из этого зала другим человеком.
Татьяна ФЕСЕНКО , студентка 4-го курса Института журналистики:
— На выставке я впервые. Но работы победителей прошлых лет я видела. Обратила внимание на то, что очень много политических фотографий. Но они так же, как фото на другие темы, поданы довольно интересно и неординарно. Работы не скучные. Но, несмотря на это, мне лично понравились социальные фотографии. Больше всего — фото Анастасии Сироткиной «Хижина Тома» и фото Олега Бурбовского «Поцелуй». Это просто взрыв эстетических эмоций. Фотовыставка «Дня» показывает, что жизнь может быть красивой и уродливой, радостной и грустной. И все это делает ее особенной.
КСТАТИ
Голоса разделились следующим образом:
1. «Две правды» Борис Корпусенко — 76
2. «Жарко» Андрей Нестеренко — 72
3. «Хижина Тома» Анастасия Сироткина — 69
4. «Воскресли» Сергей Ваганов — 68
5. «Бой с тенью» Александр Чекменев — 65
6. «Звонок шефу» Александр Косарев — 61
7. «Поцелуй» Олег Бурбовский — 60
8. «Самоотверженно» Владислав Мусиенко — 58
9. «Будет летать» Владимир Тарасов — 55
10. «Вдвоем» Дмитрий Никонов — 44
11. «Мужчины — гады» Михаил Маркив — 40
12. «Суфлер» Владислав Мусиенко — 39
13. «Чукотка» Николай Хриенко — 35
14. «Пирамида» Александр Клименко — 20