Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Тарас Бульба»: второе дыхание

Дубно стало полигоном для экспериментирующих музыкантов
28 июля, 2004 - 20:17
ЗРИТЕЛИ БЫЛИ ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНЫ ФЕСТОМ

Июльскую знойную и сонную тишину Дубно с сорока тысячами населения на днях нагло нарушил «Тарас Бульба» — всеукраинский рок-фест, у которого есть собственная, довольно непростая история, собственная, годами наработанная мифология. Стартовав вместе с нашей независимостью в 1991-м, «Тарас Бульба» успешно наращивал авторитет, поклонников и неповторимый оригинальный имидж, а исчез из фестивальной карты страны в 1995 году. Исчез по банальным причинам: смена власти, нехватка средств, отход от дела отцов-учредителей. И вот усилиями новой команды энтузиастов в 2002-м «Бульба» стартовал во второй раз в том же режиме — под открытым небом. На этот раз, правда, не на фоне живописного замка, а непосредственно на площади Независимости — тезке столичной площади. Второе дыхание феста сопровождалось «рихтовкой» языком музыкального формата, который можно определить как «все цвета альтернативы» — конечно же рока и фолковой альтернативы. В этом смысле новый «Тарас Бульба» является антиподом «Таврийских игр», которые лишь «прокатывают» ежегодно одних и тех же звезд, что уже и так «завязли» в зубах. «Тарас Бульба» избрал четкий вектор в виде открытого и свободного полигона экспериментирующих музыкантов. Это — серьезный конкурс с участием опытного жюри, которое не куплено, не заангажировано. Главный принцип отбора — профессионализм, музыкальная невторичность, свежесть и оригинальность идеи.

ЧТО ДАЕТ ПОБЕДА?

Фактически этот фест является единственным в стране реальным конкурсом для молодых групп, победители которого получают значительный импульс для развития, а это — возможность записи на профессиональной студии «Априс» (Винница) двух-трех песен. Владелец Гран- при получает право записать целый альбом. Кроме того лауреаты получают чеки на право приобретения товара в сети музыкальных магазинов «АО Трейд- Украина», а суммы, фигурирующие в этих чеках, совсем не маленькие. Поэтому, есть смысл побороться за победу. Предварительно отобранных по демонстрационным записям групп оказалось около сорока — а это половина всех, кто послал свои треки в адрес «Бульбы». Стоит лишь представить себе титанический труд, который добровольно взвалил на себя Александр Пахолюк, прослушивая все это «добро». Впрочем, в Дубно в первый день фестиваля вышли команды, которые так или иначе заслуживают внимания. То есть — отсутствовали полные «самоделки», или эдакие неисправимые эпигоны, которых не жаль снимать с гонки. Поэтому из хороших команд жюри отобрало самых лучших. На второй день на сцену вышли полтора десятка групп. И это уже было настоящее профессиональное и яркое рок-шоу. Публике и организаторам пришлось только жалеть, что такой свежий и интересный материал не видит вся страна в режиме прямой трансляции на одном из национальных каналов. Вместо этого ей (стране) подсовывают очередную порцию какой-нибудь российской попсы…

ТРИ ПАРАДОКСА ФЕСТА

Существует, по крайней мере, три парадокса, связанные с фестивалем в Дубно. Первый: перпендикулярность музыкальной эстетики «Бульбы» относительно реальных вкусов населения маленького городка. Логичнее было бы представить поп- конкурс с гостями а-ля Виктор Павлик или Ирина Билык. Вместо этого «семейного отдыха» под легкую «эстрадку» под сценой толпилась неформальная молодежь из Львова, Тернополя, Ивано-Франковска. Во-вторых: отсутствие серьезных спонсоров в виде политических партий, кандидатов в президенты, бизнесовых структур никак не повлияла на качество самого шоу и конкурса. Хватило поддержки молодого мэра и местных структур. В-третьих: отсутствие традиционных для любых импрез хедлайнеров ради привлечения внимания масс-медиа и публики. Интересно, что лидеры зрительских симпатий (те же хедлайнеры) быстро нашлись среди участников и соискателей.

ЛИДЕРЫ

Скажем, киевское трио «Трутни» (вторая премия импрезы прошлого года) были явными фаворитами публики. Представьте себе драйв «AC/DC» и тексты «Братьев Гадюкиных» в одном флаконе. На этот раз «Трутни» получили первую премию, хотя и были «в шаге» до Гран-при. Главную награду жюри решило отдать «Оркестру Янки Козир». Вполне заслуженный трофей киевская группа получила не только за исполнительский уровень, а главное — за вокальную манеру Янки Козир, которая удивительным образом сочетает панковскую эстетику Нины Хаген и аутентику в духе Кати Chilly. Об «Оркестре Янки Козир» в кулуарах феста все три дня говорили как об явлении — новом, неожиданном, в высшем смысле — творческом явлении. Следовательно, определились два «звездных» полюса «Бульбы» — народные любимцы «Трутни» и концептуально-элитарный «Оркестр Янки Козир». Третье открытие фестиваля — группа «Дивні діти» из Белозерска Донецкой области. Здесь стержнем также является фронт-вумен — прекрасная певица Елена Квитченко, которая с залом делает все, что ей заблагорассудится. Она все делает награни фола, но в лучшем рок-н- рольном понимании этого слова. В связи с этим: в памяти почему- то всплывает образ великой рок- певицы Дженис Джоплин… «Дивні діти» свою вторую премию разделили с «Кодоном» — группой из Виноградова, которая очень профессионально играет модный сейчас хард-кор, притом без какой-либо конъюнктуры органически вплетает в жесткие рифы веночки украинских народных мелодий. Львовская «Оратанія» (3-я премия) порадовала искренностью, песенностью, легкостью. Не меньше поразили их антиподы по музыкальной эстетике — экстремально-тяжелый коллектив «Глобалайз абструс». Кстати: единственные, кто пел в манере «гроулинг» (рычание). Эти ребята из Янтаря показали, что и такая разновидность металла развивается в стране. Дипломантами «Бульбы» стали «Пінс» из Гадяча (психоделический хип-хоп), «Тетіс» из Дрогобыча (рок-мейнстрим), «Тенета» из Кривого Рога (рок-индастриел) и «Царство Небесне» из Стаханова (мелодичный арт-рок с поющим барабанщиком). Кроме них в гала-концерте выступили специальные гости — гитарист-виртуоз Сергей Чантурия, его коллега Александр Яковлев и ровенская супергруппа «От Винта», которая устроила настоящий праздник единения молодежи в музыке.

Итак, трехдневный марафон в Дубно не прекращался ни на миг, поскольку местный музыкальный бар «Альт» принимал в свои «объятия» всех, кто отыграл на большой сцене. Похоже, что музыкально-экзотических впечатлений дубновчанам хватит на целый год — вплоть до следующей акции. Жаль, что того роскошного разнообразия впечатлений не получит наш рядовой зритель национальных ТВ-каналов, которые, наверное, и далее будут кормить его слишком невкусным «мылом»…

Александр ЕВТУШЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ