Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тарелка трех миров

23 июля, 2003 - 00:00


На днях Музей украинского народного декоративного искусства, который находится на территории Киево-Печерской лавры, презентовал выставку «Немеркнущий мир петриковских росписей». Экспозиция проходит в рамках одноименного музейного праздника, приуроченного к загадочной акции «2003 год — год культуры в Украине». Как известно, в придачу ко всему остальному, нынешний год провозглашен еще и «годом культуры».

Выставлено более 200 экспонатов из коллекции музея и новейшие работы, предоставленные Центром народного искусства «Петриковка», который находится на исторической родине «феномена». Поселок городского типа Петриковка находится в Днепропетровской области, а его название связывают с именами апостола Петра и последнего кошевого Запорожской Сечи Калнышевского, который в 1772 году хлопотал об открытии церкви на месте казацкого зимовника. Искусствоведы считают петриковскую живопись «источником архаических символов» и признанным в мире «феноменом национального мышления». Петриковский орнамент с 30-х годов прошлого века стал своеобразной визиткой Восточной Украины. В контексте темы говорят и о «казацком барокко» и свободной среде как залоге развития искусства живописи.

Современная Петриковка насчитывает около 200(!) мастеров. Только в Центре народного искусства сегодня их работает 40. Петриковчане признаются, что потенциальных художников намного больше, ибо хорошо рисуют почти все, но стимула (прежде всего финансового) к труду нет. Однако этого есть Художественная школа, где аж за 17 гривен в месяц обучаются молодые таланты. Те, кто не имеет возможности платить, овладевают навыками бесплатно. Местные власти как-то хотели поднять цену до 25-ти, но директор Мария Пикуш отстояла свои позиции.

Следует вспомнить, что росписи в представлении украинцев выполняли не только эстетическую, но и магическую функцию. Орнамент, и петриковский в частности, несет целый рассказ, историю человека (его пристрастий), края (его красоты и богатства). Основные элементы орнаментов — цветок, ветка с плодами, птицы — расценивают как «голос мира» (красота, благосостояние, время). Овальный мотив с цветами и птицами внутри — образ духовного бессмертия народа. Очевидно, что эта символика укоренилась в дохристианские времена и верования. Сразу поражает безграничный свет и оптимизм работ — даже взгляд мрачного Тараса в обрамлении петриковских цветов не несет в себе опечаленного упрека. Особым признаком росписей является легкий, ажурно- графический рисунок, законченность каждого элемента, равновесие композиции и масштабность тем.

Среди представленных работ — произведения классиков петриковской живописи: Татьяны Паты, Надежды Билокинь, Ярины Пилипенко, Марфы Тимченко, Веры Павленко, Галины Павленко-Черниченко... Кроме «чистой» живописи, выставка также знакомит нас с росписями по гутному стеклу, фарфору и самой разнообразной резьбой по дереву. Как рассказала «Дню» заслуженный мастер народного творчества Наталья Рыбак, росписи выполняются щеточкой из кошачьей шерсти — чем она короче, тем лучше. Используют также мех белки, тростинки и... просто палец. Например, на картине Т. Паты «Птицы на калине», которая была написана в 1951 году, яркие ягоды несут на себе отпечатки пальцев мастерицы. Автора не стало еще в год моего рождения, но тепло ее пальцев навеки зафиксировано полотном.

Наталья Рыбак в сложные для нашего государства времена отправилась в Канаду «на заработки». Пробыла полгода, предлагали остаться, но не согласилась — не может без Родины. А еще, как метко говорит мастерица, не понравилась тамошняя «экономность эмоций»... Заметила художница и изменение стилей, которое подкарауливает художников-эмигрантов. Больше всего ей нравятся фестивали в Пирогово, где мастера имеют возможность представить свои работы и заработать копейку. Но самым большим «плюсом» этих акций пани Наталья называет общение. Общение же с самой мастерицей — чистая радость!

Муж Михаил делает, например, баклаги из дерева, которые она впоследствии расписывает. Здесь безграничное поле фантазий и надписей на обороте. Например, отечественные юристы чаще всего покупают с такой: «Не тот казак, который поборол, а тот, который выкрутился»... Дочь Леся заканчивает школу и тоже рисует. На картинах Натальи Рыбак часто присутствует дородная женщина — «ловка», как объяснила автор — символ богатства и достатка. Тарелки, которые расписывает художница, изображают три уровня (мира): подземный, земной и небесный, а украшенный цветами ободок (бегунок) символизирует вечность... А еще приятно поразил совершенный украинский язык гостей с Востока.

Музей народного декоративного искусства сегодня не имеет возможности покупать работы у авторов, поэтому последним для пополнения и обновления его коллекций часто приходится просто дарить их после выставок. Год культуры продолжается. Несмотря на это, аутентичная петриковская живопись заслуживает нашей оценки. Это красота, которую стоит увидеть.

Игорь ОСТРОВСКИЙ, фото Леонида БАККА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ