На днях Музей украинского народного декоративного искусства, который находится на территории Киево-Печерской лавры, презентовал выставку «Немеркнущий мир петриковских росписей». Экспозиция проходит в рамках одноименного музейного праздника, приуроченного к загадочной акции «2003 год — год культуры в Украине». Как известно, в придачу ко всему остальному, нынешний год провозглашен еще и «годом культуры».
Выставлено более 200 экспонатов из коллекции музея и новейшие работы, предоставленные Центром народного искусства «Петриковка», который находится на исторической родине «феномена». Поселок городского типа Петриковка находится в Днепропетровской области, а его название связывают с именами апостола Петра и последнего кошевого Запорожской Сечи Калнышевского, который в 1772 году хлопотал об открытии церкви на месте казацкого зимовника. Искусствоведы считают петриковскую живопись «источником архаических символов» и признанным в мире «феноменом национального мышления». Петриковский орнамент с 30-х годов прошлого века стал своеобразной визиткой Восточной Украины. В контексте темы говорят и о «казацком барокко» и свободной среде как залоге развития искусства живописи.
Современная Петриковка насчитывает около 200(!) мастеров. Только в Центре народного искусства сегодня их работает 40. Петриковчане признаются, что потенциальных художников намного больше, ибо хорошо рисуют почти все, но стимула (прежде всего финансового) к труду нет. Однако этого есть Художественная школа, где аж за 17 гривен в месяц обучаются молодые таланты. Те, кто не имеет возможности платить, овладевают навыками бесплатно. Местные власти как-то хотели поднять цену до 25-ти, но директор Мария Пикуш отстояла свои позиции.
Следует вспомнить, что росписи в представлении украинцев выполняли не только эстетическую, но и магическую функцию. Орнамент, и петриковский в частности, несет целый рассказ, историю человека (его пристрастий), края (его красоты и богатства). Основные элементы орнаментов — цветок, ветка с плодами, птицы — расценивают как «голос мира» (красота, благосостояние, время). Овальный мотив с цветами и птицами внутри — образ духовного бессмертия народа. Очевидно, что эта символика укоренилась в дохристианские времена и верования. Сразу поражает безграничный свет и оптимизм работ — даже взгляд мрачного Тараса в обрамлении петриковских цветов не несет в себе опечаленного упрека. Особым признаком росписей является легкий, ажурно- графический рисунок, законченность каждого элемента, равновесие композиции и масштабность тем.
Среди представленных работ — произведения классиков петриковской живописи: Татьяны Паты, Надежды Билокинь, Ярины Пилипенко, Марфы Тимченко, Веры Павленко, Галины Павленко-Черниченко... Кроме «чистой» живописи, выставка также знакомит нас с росписями по гутному стеклу, фарфору и самой разнообразной резьбой по дереву. Как рассказала «Дню» заслуженный мастер народного творчества Наталья Рыбак, росписи выполняются щеточкой из кошачьей шерсти — чем она короче, тем лучше. Используют также мех белки, тростинки и... просто палец. Например, на картине Т. Паты «Птицы на калине», которая была написана в 1951 году, яркие ягоды несут на себе отпечатки пальцев мастерицы. Автора не стало еще в год моего рождения, но тепло ее пальцев навеки зафиксировано полотном.
Наталья Рыбак в сложные для нашего государства времена отправилась в Канаду «на заработки». Пробыла полгода, предлагали остаться, но не согласилась — не может без Родины. А еще, как метко говорит мастерица, не понравилась тамошняя «экономность эмоций»... Заметила художница и изменение стилей, которое подкарауливает художников-эмигрантов. Больше всего ей нравятся фестивали в Пирогово, где мастера имеют возможность представить свои работы и заработать копейку. Но самым большим «плюсом» этих акций пани Наталья называет общение. Общение же с самой мастерицей — чистая радость!
Муж Михаил делает, например, баклаги из дерева, которые она впоследствии расписывает. Здесь безграничное поле фантазий и надписей на обороте. Например, отечественные юристы чаще всего покупают с такой: «Не тот казак, который поборол, а тот, который выкрутился»... Дочь Леся заканчивает школу и тоже рисует. На картинах Натальи Рыбак часто присутствует дородная женщина — «ловка», как объяснила автор — символ богатства и достатка. Тарелки, которые расписывает художница, изображают три уровня (мира): подземный, земной и небесный, а украшенный цветами ободок (бегунок) символизирует вечность... А еще приятно поразил совершенный украинский язык гостей с Востока.
Музей народного декоративного искусства сегодня не имеет возможности покупать работы у авторов, поэтому последним для пополнения и обновления его коллекций часто приходится просто дарить их после выставок. Год культуры продолжается. Несмотря на это, аутентичная петриковская живопись заслуживает нашей оценки. Это красота, которую стоит увидеть.