В Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры открылась выставка художественных работ Юрия Чеканюка. Их история очень необычна, потому что никто не знал об их существовании. Коллеги мастера по академии рассказали, что не так давно там проходила выставка работ преподавателей, и Чеканюк… ничего не представил. Подумали, что у него ничего и нет. Даже жена не догадывалась о работах мужа, которые тот не только никогда не выносил на суд зрителей, но и прятал от нее. Ирина Александровна рассказала, что нашла работы… под диваном. 25 лет труда, творческих экспериментов и сплошных тайн. Все, кроме известных иллюстраций к книгам, было спрятано. Но все тайное, как известно, рано или поздно становится явным — диванные тайны Чеканюка не исключение.
На открытии выставки много говорили о драме художника, который переосмысливает жестокость окружающего мира, чувствительную, тонко темперированную — как клавесин Баха — душу, аристократизм и воспитанность духа… Смотря на работы Ю. Чеканюка и принимая во внимание их историю, с этим трудно не согласиться. Сам мастер считал, что для него более важна архитектура, но, как оказалось, — он художник. Кстати, столичный Дом мебели — это дело его рук. Как заметил на открытии выставки профессор Подервянский, конструктивизм его рисунков взят из архитектуры, отметив также «отжатость» картин. Почтить память художника пришли А. Чебыкин, Л. Скорик, Д. Чилачава.
Основные мотивы художественного наследия Юрия Чеканюка: сакральная тематика, экзотические орнаменты, женские лица и тематические книжные иллюстрации. Трудно говорить о какой- то общей стилистике работ, ведь такие различные темы нуждаются в соответствующих подходах. Это и тяжелые, ломаные, как судьбы, линии в «Фольклоре Украины», и мрачные тона драматического Шекспира, и динамика и объемность невероятных иллюстраций к «Медному всаднику» Пушкина, и непринужденная простота иллюстраций к Куприну, Сент-Экзюпери, Павлычко, Фицджеральду, Драчу. Отдельная тема — японские и индийские мотивы. Ни разу не побывав в Стране восходящего солнца, Чеканюк создал такие картины, что сами японцы, говорят, были в полном восторге и удивлялись, как этот мог создать человек, который никогда не видел Фудзияму. Индийская природа и элементы быта очаровывают не меньше. На выставке также экспонируются два автопортрета художника, которые еще ожидают своего «дешифровщика».