Сериал «Тени исчезают в полдень» снят по мотивам одноименного романа Анатолия Иванова, и сразу же принес своим авторам (режиссерам Владимиру Краснопольскому и Валерию Ускову, автору сценария Анатолию Иванову) всенародное признание. В 1971 году состоялась премьера ленты. Эта многосерийная эпопея охватывает полувековую историю сибирского села Зеленый Дол. События, разыгравшиеся на берегах далекой реки Светлихи, повествуют о времени становления колхозного строя. Перед зрителем разворачивается широкая панорама народной жизни Сибири: от разгрома Колчака до первой борозды трактора на колхозной меже, от первых выборов в Верховный Совет до проводов зеленодольцев на фронт Второй мировой войны. Конечно, сегодня многое из того, что было написано в 1963 году (время выхода в свет романа «Тени исчезают в полдень») воспринимается по-другому... Тем не менее фильм по-прежнему смотрится на одном дыхании, привлекая к экранам телевизоров огромное число зрителей. Секрет этого, прежде всего, в лихо закрученной интриге романа, ярких актерских работах и режиссерских находках. И борьба за советскую власть в глухой деревушке перерастает в проблемы планетарного масштаба, и в поистине шекспировскую трагедийность. А неспешное повествование о жизни зеленодольцев таит под собой целый вулкан страстей, где сплетаются воедино любовь и ненависть, противостояние сильных и цельных характеров. Герои фильма подобны персонажам античных трагедий — каждый из них одержим идеей, ради которой он готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Отрицательные персонажи вызывают невольную симпатию зрителей недюжинной силой своей натуры. Такова главная злодейка «Теней...» Пистимея, таков Устин Морозов и братья Меньшиковы.
Авторам фильма удалось избежать «карамельности» в изображении положительных героев. Захар Большаков, Марья Воронова, Ирина Шатрова, Федор Морозов — живые люди со своими слабостями и недостатками, и в то же время удивительно обаятельные и сильные в сознании своей правоты.
Фильм «Тени исчезают в полдень» стал для молодых тогда режиссеров Ускова и Краснопольского своего рода путевкой в жизнь. Зрители приняли сериал с огромной любовью, а на фестивале в Ташкенте он был удостоен премии.
Правда, некоторые рафинированные критики ругали режиссеров за то, что дескать, «фильм снят для того, чтобы человек сидел, смотрел ни о чем не думая»... Но долгая и счастливая жизнь этой ленты, неизменная любовь зрителей показали, что это совсем не так.
В «Тенях...» дебютировала мать будущей голливудской кинозвезды Милы Йовович — Галина Логинова. Она снялась в роли дочери Анисима и Марьи Вороновой. Сыграл здесь свою первую значимую роль Петр Вельяминов, ставший потом настоящей звездой советского кино. Долгое время зрители искренне считали, что Вельяминов родился и вырос в деревне, настолько убедительно сыграл он сельского труженика Захара Большакова. На самом деле Петр Вельяминов — потомок древнего аристократического рода, коренной москвич. Среди его предков были генералы, губернаторы, члены Генерального штаба. Портреты этих людей занимают достойное место в Эрмитаже. Его отец, Сергей Петрович, закончил петербургский кадетский корпус. В 1930 году его посадили в первую волну репрессий. Позже такая же волна накрыла и сына. Незаконно репрессированный в 1942 году, Петр Вельяминов девять лет провел в лагере, где работал плотником, слесарем, кочегаром, сантехником. После освобождения он 15 лет скитался по провинциальным театрам, и только в 1969 году ему предложили роль в телефильме. Вышло все случайно.
В Свердловском театре Вельяминов играл в спектакле «Кандидат партии» молодого рабочего-передовика. Именно этот спектакль пришли посмотреть режиссеры Усков и Краснопольский. Вельяминов им понравился, и они пригласили его сниматься в телефильме «Тени исчезают в полдень» в роли председателя колхоза Захара Большакова. Позже у этих же режиссеров Петр Вельяминов снялся в фильме «Вечный зов». Потом он сыграл множество ролей, среди которых были и рабочие, и сельские труженики, и кадровые офицеры (особенно запомнилась зрителям роль отважного подводника в фильме «Командир счастливой Щуки»). В каждую из своих ролей актер вложил частичку своей души и того, что трудно передать словами, но что ощущается каждым зрителем — генетическую память своих благородных предков.
Несомненной удачей фильма стала Пистимея Морозова, блистательно сыгранная молодой актрисой Александрой Завьяловой- одной из самых загадочных звезд советского кино. Она не мелькала на кинематографических встречах, о ней долгие годы было ничего не известно. Где- нибудь в Голливуде ее судьба стала бы бестселлером, но в бывшем СССР таланты никто не считал. Ее яркая экзотическая красота, несомненный актерский талант сделали роль Пистимеи запоминающейся и очень выразительной.
До этого актриса снялась в нескольких хороших фильмах («Люди на мосту», «Песня о Кольцове», «Ждите писем», «Алешкина любовь», «Клятва Гиппократа», «Сергей Лазо»), но широкую известность ей принесли именно «Тени исчезают в полдень». К сожалению, красота и популярность сыграли с ней жестокую шутку. Недоброжелатели даже говорили, что ее наказали высшие силы за богопротивную роль Пистимеи.
После «Теней..» Завьялова продолжала сниматься. Открытки с ее портретами молниеносно раскупались поклонниками, журнал «Советский экран» пять раз помещал ее фото на обложку. Появилось оно и на обложке американского журнала «Лайф», куда попадают только самые известные люди планеты. Критики называли Завьялову «Гретой Гарбо и Анной Маньяни советского кино». И вдруг актриса исчезла с экранов и изданий прессы...
В духе того времени Александру Завьялову обвинили... в «порочащих связях с Западом». Дело в том, что во время Московского кинофестиваля она была приглашена на званый ужин в Американское посольство, а позже принимала у себя дома итальянскую делегацию с Джульеттой Мазиной. Но «последней каплей» для властей стало знакомство Завьяловой с американским бизнесменом и их встреча тет-а-тет в гостинице. Актрису вызвали в КГБ и сказали, что этот американец — шпион и заставили влюбленных расстаться. В наказание «за связь с врагом СССР» Завьялову перестали снимать в кино. Однажды в квартиру актрисы вошли люди в белых халатах и забрали ее в «психушку», не обращая внимания на мольбы Александры пожалеть ее детей (12-летнюю дочь и грудного сына)...
После психбольницы с кинематографом актрисе пришлось распрощаться. Почти тридцать лет (!) Александра Завьялова жила в полном забвении, словно и не было в ее жизни ролей, за которые зрители любят ее до сих пор. Последний раз актриса выходила на съемочную площадку 10 лет назад. Она снялась в эпизодической роли секретарши в картине «Белые одежды». Ныне Александра Семеновна живет на маленькую пенсию и ждет, что режиссеры все-таки вспомнят о ней и помогут вернуться в кино.