Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Только для своих

18 октября, 2004 - 19:55
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ / ФОТО АВТОРА

Спектаклем «Яйцо лошади» по пьесе французского драматурга Роже Витрака «Виктор, или Дети при власти» начался второй сезон киевского театра «Ателье 16».

Этот театр имеет статус частного, что позволяет ему быть свободным в художественном и географическом пространствах. Однако за год своего существования у «Ателье 16» так и не появилось собственного «дома», и артистам приходится кочевать по разным площадкам. С первых дней своего существования театр заявил о том, что хочет расшевелить киевский театральный мир и сделать нечто особенное. Они считают своей аудиторией интеллектуального зрителя, в основном — молодежь и студенчество. Они — это шестнадцать молодых артистов, которые в прошлом году закончили Киевский национальный университет театра, кино и телевидения (курс Леся Танюка).

По оценкам театральных критиков курс, был достаточно сильным, чтобы каждый из них смог найти свое место на театральных подмостках, на телевидении или в рекламе. Но, как говорит художественный руководитель и директор театра Игорь Талалаевский, ребятам не хотелось терять то, что было создано за четыре года: отлаженную систему взаимопонимания и дружеской поддержки. К тому же, курс еще в университете будоражил обстановку своей неординарностью. А дипломный спектакль под названием «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса даже не рекомендовался худсоветом университета к показу: «не соответствовал уже выработанной театральной эстетике» и содержал легкие фрейдистские мотивы. «В пьесе мы показали две линии — любовь брата к сестре и матери к сыну. Показали намеком, а этого в университете очень испугались», — говорит Талалаевский. Но поскольку спектакль был дипломным, ребятам разрешили играть... только «для своих».

Первым спектаклем молодого театра на большой сцене была «Трехгрошовая опера» по Брехту. Из произведения много было вынесено за рамки. Оставлены лишь линия трехгрошевой любви и тема предательства. Но зато эти важные темы оформились в виде модного ныне жанра — рок-кабаре под звучание песен «Битлз». Одни театральные критики хвалили спектакль, другие ругали. Некоторые даже говорили о закрытии театра. Однако — преждевременно.

В спектакле «Яйцо лошади» постановщик использует минимум деталей. Трансформирующиеся декорации. Много воздуха. Оригинальные костюмы. Над спектаклем артисты работали шесть с половиной месяцев. А все для того, чтобы, по словам режиссера-постановщика Дмитрия Тубольцева, показать, как люди превращают свои пороки в достоинства, а беспринципное существование сводит человека на нет.

Планы у молодого театра большие. «Я не хочу, чтобы зрители воспринимали «Ателье 16» как театр Игоря Талалаевского, — говорит худрук. — Мы ведем переговоры о сотрудничестве с литовскими, польскими режиссерами и московским театром «Мастерская Петра Фоменко». Лишь используя разные способы сценического мышления, можно творить что-то значительное». Вскоре зрители смогут увидеть новые спектакли «Как важно быть серьезным» — по Оскару Уайльду, «Орфей кувырком» — вечер одноактной французской драматургии по пьесам «Орфей» Жана Кокто и «Кувырком» Бориса Виана, и мюзикл Александра Вратарева и Игоря Поклада по мотивам украинских народных сказок «Той, що з неба впав».

Юлия КАЦУН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ