Сериалы существовали давно: «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя», «Ставка больше, чем жизнь», «Вечный зов», «Долгая дорога в дюнах» — только сериалами не назывались. Это действительно было высокохудожественное искусство. Потом их заменили латиноамериканские фильмы в сто — двести серий. В если сначала улицы вымирали, когда по телевидению шли «Рабыня Изаура» или «Богатые тоже плачут», то и дальше смотреть сериальное кино считалось проявлением дурного вкуса.
Хотя рейтинг свидетельствовал о другом: зрительский спрос есть. Особенно очевидно это стало с появлением сначала российских, а потом (хоть и немногочисленных) отечественных сериалов. «День рождения Буржуя», например, в свое время побил все рекорды зрительского интереса. Как и пару лет тому назад «Бригада» и «Идиот» (кто бы мог в это поверить во времена «Санта Барбары»?). Поэтому, как и раньше, ТВ свое лучшее время отдает сериалам, к счастью, достаточно четко разделяя собственное кино (того же «Идиота», скажем) и «мыло».
В конечном итоге «День» решил узнать у своих респондентов — что нас заставляет смотреть сериалы?
Нина МАТВИЕНКО, народная артистка Украины:
— Некоторые советские многосерийные фильмы, ни блокбастерами, ни сериалами, они не назывались, я смотрела по пять раз — «Долгая дорога в дюнах» А. Бренча, «Семнадцать мгновений весны» Т. Лиозновой, «Возвращение Будулая» О. Бланка. Они были основаны на нашей действительности, и затронутые в них вопросы касались едва ли не всех. Я затаив дыхание ждала, чтобы те двое в «Долгой дороге в дюнах» встретились через годы, или чтобы главная героиня дождалась Будулая. Это был такой психологический размах!
Позже, когда качественное кино заменили аргентинско-мексиканские сериалы, я смотрела «Дикую розу». Теперь понимаю, какой наивной была. Тогда образовался вакуум — ни российские, ни тем более украинские фильмы, не снимались, и зрителю казалось, что мексиканские картины — оригинальны. А выяснилось, что это ничто иное, как «мыльная опера».
Сейчас я выборочно смотрю телевизор, а сериалы не смотрю вообще — то некогда: студийные записи, концерты, то неинтересно... В латиноамериканском «мыле» столько всего надуманного: эти неестественные движения рук, мимика лица — прямо рябит в глазах! Актеры откровенно демонстрируют собственную непрофессиональность, пытаясь убедить зрителя, что передают латиноамериканский темперамент.
Современных российских сериалов также не смотрю! Не люблю грубых криминальных историй. И как можно усидеть спокойно у экрана телевизора, когда в трех сериях герой все целится, но никак не выстрелит из пистолета! В конечном счете я сама изменилась — хочется посмотреть, например, содержательный исторический фильм. Поэтому мне неинтересно наше настоящее, дешево превращенное в сериал.
Алла МАЗУР, телеведущая канала «1+1»:
— Я смотрю сериал поневоле — завтракая или ужиная. Они — как успокоительное средство. Хотя сериал от сериал отличается. Например, экранизация романа Федора Достоевского «Идиот» режиссером Владимиром Бортко с Евгением Мироновым в роли князя Мышкина получила множество одобрительных отзывов критиков и зрителей, награды или же «Таежный роман» Александра Митта...
Когда не очень уставшей после эфира возвращаюсь домой, могу с удовольствием посмотреть «Секс и город». Картина интересна тем, что каждая серия — завершенная история и каждый раз с другой поднятой проблемой. А четыре героини — самые распространенные типа женщин. Ну и пусть наша жизнь с их несоизмерима: Шарлотта покупает туфельки за $400 в бутике на Манхеттене, а Саманта снимает квартиру аж за $7000 в месяц! Украинки тоже — одна снимает квартиру за $200 на Оболони, другая — покупает обувь на Владимирском рынке в Киеве, а третья — ведет еженедельную рубрику за значительно меньшие гонорары, но нас, женщин за тридцать или почти тридцать, объединяют те же проблемы — как предупредить появление лишних морщин, как избежать одиночества и выйти замуж.
Я могу посмотреть другие сериалы — их сейчас много на «1+1». Начну смотреть, потом становится скучно, но меня все же интересует, чем закончится фильм, поэтому финальные серии пытаюсь посмотреть. Мои родители пенсионеры — это благодарная аудитория. Они ждут каждую серию «Ундины» и «Бедной Насти». У них совсем другие темпоритмы, чем у их дочери.
Меня бы заинтересовал сериал, отснятый по украинской тематике. Знаю, что руководство нашего канала до сих пор в поисках именно интересной украинской темы. Когда-то я читала у Владимира Малика о храбром казаке, который ездил по миру, вызволял свою невесту. Там — и любовь, и романтика, и путешествия по странам. Нужно будет как-то об этом произведении рассказать генеральному продюсеру.
Ольга СУМСКАЯ, актриса:
— Сейчас из разнообразия сериалов, идущих на всех каналах, — от откровенно простоватых мексиканских до профессионально сделанных российских или американских можно выбрать что-то для просмотра. Хотя, время не всегда позволяет: если не играю по вечерам в театре, то в отъезде на съемках. Особенно понравились «Петербургские тайны» Пчелкина — романтика, дух, эстетика эпохи.
Хотя криминальная тематика мне менее интересна, однако с удовольствием посмотрела «Бригаду» Алексея Сидорова и «Бандитский Петербург» Владимира Бортко. А с каким восторгом наблюдала за развитием событий в этих фильмах моя доченька Тоня. А потом в классе они обсуждали каждую серию, девушки перешептывались — кому какой герой нравится, все вместе ученики переписывали себе на диски музыкальные трэки с лент. Я же скорее «подсела» не на сюжет, а на непревзойденную игру актеров Александра Домогарова, Олега Басилашвили, Армена Джигарханяна, Сергея Безрукова, Евгения Миронова. Хотя, когда одни и те же актеры снимаются в нескольких сериалах одновременно, теряется тайна — не долго они ассоциируются с определенными образами, со своими героями. Хотя, как актриса, их понимаю — это заработок.
От капиталовложений прежде всего зависит успех любого сериала, а тогда уже от профессиональности режиссера, сценариста, оператора, актеров. Те же украинские сериалы, которые уже вышли на телевизионные экраны, — «Чорна рада» Николая Засеева-Руденко, «Нероби» Оксаны Буерак особого успеха не имели.
Отечественные многосерийки — почти все русскоязычные. Тогда легче привлечь партнера из России, продать и окупить картину, пригласить сыграть российских актеров. А потом получается, что как будто бессмысленно адаптировать на украинском Армена Джигарханяна голосом Богдана Ступки или Владимира Нечипоренко. Сейчас совместно с Россией отснята «Роксолана-2» Бориса Нибиеридзе и «Приключения Казанова» и «Плакса» Олега Фиалко и Бато Недича — я сыграла во всех трех работах.
Хотя больше люблю смотреть и сниматься в ретро-фильмах ХIХ — начала ХХ веков, они содержательнее. Тогда чувствуешь, что «не время уходит, а уходим мы».