Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тяжелые миражи будущего

Режиссура нового голливудского блокбастера изношена до банальности
15 августа, 2012 - 11:41
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ВСПОМНИТЬ ВСЕ» / ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

Фантастический боевик «Вспомнить все» (режиссер — Лен Райан Уайсман) напоминает — здесь не избежать столь распространенного сравнения — машину с корпусом лимузина и начинкой от «Запорожца» брежневских времен. Режиссура этого римейка некогда культовой картины 1990 года страдает от изношенности (иными словами — банальности) основных узлов.

В 1990-м главную роль исполнял Арнольд Шварценеггер, ныне — Колин Фаррэл. Сюжет остался прежним — все происходит в дистопичном мире, разрушенном глобальной войной. В новой версии очагом цивилизации становится Объединенная Британская Федерация, которая с традиционным высокомерием выжимает все соки из колонии — Австралии. Главный герой, житель колонии по имени Даглас Квейд (Фаррэл), работник на фабрике по производству роботов-полицейских, страдает от ночных кошмаров и, чтобы откорректировать свои видения в более приятную сторону, обращается в службу с режущим английское ухо названием Rekall. С этого момента его жизнь превращается во взрывной кошмар.

Поначалу все идет, как надо. События разворачиваются стремительно, Квейд бьется не на жизнь, а на смерть с озверевшей метрополией. Некоторые спецэффекты, как, например, падение магнитомобиля на улицу с обычными авто, имеют шансы войти в хрестоматии. Погони и побоища напоминают «Пятый элемент», «Матрицу», экранизации «Бэтмена» или даже классику футурологической драмы «Нирвана» 1997 года, но об этом не успеваешь задуматься. Фаррэл удовлетворительно справляется с ролью, успевая в промежутках между драками сыграть нужные эмоции, в том числе отчаяние, страх, боль; лицо у него не столь робототехническое, как у его предшественника.

Увы, к середине фильм сворачивает на изъезженную голливудскую колею борьбы самого хорошего парня против самого плохого. Режиссерские решения становятся предсказуемыми, действие — монотонным. Как следствие — тривиальный финал, что особенно досадно после достаточно эффектного начала.

В режиссуре и в драматургии «Вспомнить все» — слабая работа, но от окончательного провала фильм Уайсмана спасает вышеозначенное противоречие между формой и содержанием. То, что здесь удивляет, — убедительность вещественной среды, проработка деталей — от посуды до интерьеров, от автомобилей до одежды. Особенно хороша архитектура мегаполисов Федерации и колонии — головокружительная ячеистая структура, в которой нельзя до конца быть уверенным, где земля, а где искусственное перекрытие; где движение происходит сразу во многих направлениях; местами кажется, что сами улицы оживают, разбегаются в диаметрально противоположных направлениях. Каналы и реклама, отражающаяся в них, джонки на воде между тротуарами, улицы в сотне метров над землей, балконы, провода, лестницы, потоки машин образуют многомерный коллаж, который сам по себе замечательно отражает мечущееся, запутанное сознание главного героя. А языковые мелочи, как, например, название магазина «Электроника» на правильном русском или намеренно искаженная реклама Rekall, придают этому варианту будущего зловещую достоверность. Кстати, именно потому типовой хэппи-энд здесь неуместен — такой реальности подобает неоднозначное, параноидальное завершение, как в той же «Нирване»: ты не можешь быть уверенным до конца, закончился твой кошмар или нет, ты играешь или играют тобой — в мире симулякров и имитаций, каким стало будущее, сами понятия памяти, реальности и иллюзии теряют четкость.

«Вспомнить все» не стал большим кинематографическим событием, но встроенные в него тяжелые миражи составляют отдельное зрелище — и тем запоминаются.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ