В Одессе состоялась премьера новой картины знаменитого российского кинорежиссера Станислава Говорухина «Благословите женщину». Главную роль в ней сыграла молодая дебютантка — по мнению критиков, восходящая звезда российского кино — Светлана Ходчеткова. Фильм был снят по роману И. Грековой на деньги российского министерства культуры и правительства Москвы. Однако в Москве его премьера пройдет только в день кино, 27 августа. А широкий зритель сможет увидеть телевизионную, четырехсерийную версию картины осенью. В главных ролях фильма снимались Александр Балуев, Ирина Чурикова и Ирина Купченко.
По словам режиссера, картина еще дорабатывается, и ее досрочный показ — это подарок городу и в тоже время эксперимент. « Мне важно было знать заранее, как примут эту картину зрители-одесситы, чьим мнением я очень дорожу», — пояснил Говорухин. У режиссера давние связи с городом у моря. Здесь на киностудии имени Довженко были созданы его лучшие картины «Место встречи изменить нельзя» и «Вертикаль». Здесь же были сняты и основные эпизоды нового фильма, который сам режиссер охарактеризовал как «гимн женщине». Перед премьерой Станислав Говорухин согласился ответить на несколько вопросов корреспондента «Дня».
— Станислав Сергеевич, каждый фильм мастера — это своего рода диалог со зрителем. Кому в этот раз вы рассказывали свою историю?
— Этот фильм в большей степени для людей старшего поколения. Его события происходят с 30-х по 60-е годы, самые трудные годы в истории нашей страны. Многие знакомые, прочитав сценарий, убеждали меня: «Это же история моей мамы». А я отвечал: «У всех женщин в то время была одна история, но разные мужья». В целом же этот фильм задумывался как гимн Женщине, которой мы обязаны всем в жизни и, в том числе, победой в страшной войне.
— А кто из женщин в вашей жизни сыграл главную роль?
— Моя мама. Она умерла 50 лет назад от непосильной работы. Одна, без мужа, с двумя детьми и больным отцом, она всю жизнь работала портнихой. Ее муж, мой отец, был донским казаком. Его уничтожили. И она одна сумела поднять нас с сестрой, дать обоим высшее образование. Вот для таких и о таких, как она, я и делал свой фильм.
— Лет пятнадцать назад вы сняли фильм с символическим названием «Так жить нельзя». Как вы думаете, в современной России жить можно?
— А что изменилось за эти годы? Я говорил тогда, что если страна богата, а народ живет бедно, — у власти стоят преступники. Сегодня все осталось по-прежнему. Бывшие коммунисты сменили окраску и под шумок приватизации растащили все заводы, земли, области… Знаменитый фантаст Оруэл когда-то говорил, что человеку, владеющему прошлым, принадлежит будущее. Современным политикам тоже неплохо бы изучить историю своей страны. В ней все повторяется.
— Вы случайно не хотите стать последователем Солженицына и предложить свой рецепт обустройства России?
— Нет, у меня другая задача. Солженицын написал гениальную книгу «Как нам обустроить Россию», но публика встретила ее смехом. Этого умнейшего человека не поняли. Видно, наша страна еще не готова к таким идеям.
— А какова ваша задача, как художника?
— Моя задача — отвоевать нашу территорию у американцев, которые заполонили кинематограф своим ширпотребом. Фильм «Благословите женщину» — это мой эксперимент, цель которого — выяснить, может ли духовная картина без всяких спецэффектов завоевать наших зрителей. Даже если мой эксперимент не удастся, я буду искать понимания у своего зрителя.
— Вы имеете отношение к событиям, которые сегодня происходят в российском кинематографе?
— Самое непосредственное. Еще несколько лет назад на «Мосфильме» по пустым коридорам бегали крысы. Женщины боялись задерживаться поздно. Сегодня же «Мосфильм» напоминает кинофабрику советских лет. Здесь все кипит, все снимают. Моя лепта тоже в этом есть. Мы добились того, что финансирование кинематографа было заложено в бюджет. Сегодня в России деньги на кино тратит государство, правительство Москвы, телевизионные каналы и много других. Это стало выгодным.
— Вы считаете, что хороший фильм всегда будет кассовым?
— В мире показатель качества фильма — его сборы и популярность у зрителя. Если фильм не собрал 200 миллионов за две недели, значит — он не удался. Здесь все зависит от его создателей. Режиссер ведь, как рассказчик, есть плохой и хороший. Одну и туже историю один расскажет талантливо, так что это запомнится, другой — скучно. Но настоящее искусство всегда найдет путь к сердцу зрителя. Кино должно быть полнокровным, на него должны идти зрители. А фильмы, которые сидят на дотациях…У нас последние годы многие артисты и кинематографисты работают не на публику, а на фестивали. Ну вот прошел «Кинотавр». На нем победил фильм, где на зрителя в течение трех часов льется непрестанный мат. Да в кинотеатре нормальный зритель и пять минут такого зрелища не вынесет. Просто у многих кинематографистов как в 80-х поехала крыша, так до сих пор и не вернулась.
— А как вы относитесь к личности режиссера Никиты Михалкова?
— Как художник, актер, режиссер он, без сомнения, очень талантлив. Но как общественный и политический деятель мне не нравиться. Все, чего он коснулся, погибло. Были у нас дома творчества, где время от времени собирались люди кино. Были, пока за них не взялся Михалков. То же и с премией «Ника», и с киноцентром, который помогал нашим коллегам и в России, и в других странах, и который сегодня почти умер.
— Какой герой, по-вашему, нужен современной публике?
— Я скорее могу ответить, какой ей не нужен.
— И какой?
— Герои фильма «Бригада». Эта картина, без сомнения, талантлива, потому и опасна. Особенно в нашем криминальном мире.
— И классический вопрос напоследок : каковы ваши творческие планы?
— Когда-то в шестидесятых мы с друзьями взахлеб читали роман Дудинцева «Не хлебом единым». Это была первая ласточка оттепельной литературы. Уже после нее появился Солженицын и «Доктор Живаго». Конечно Дудинцев — это литература слабая, но что-то есть в его книге, что, как мне кажется, будет интересно и нужно моему зрителю. Для меня крайне важно, чтобы картина не отнимала у него последние силы и веру в будущее, а, наоборот, давала их, помогая выжить в нашем мире.