Озон является наиболее важной в энергетическом отношении составной частью атмосферы. Он определяет ультрафиолетовый климат нашей планеты, не пропускает к поверхности Земли облучение короче 290 нм, благодаря чему и возможна жизнь на Земле в ее нынешнем виде. В частности, уменьшение или отсутствие озонового слоя приводит к ослаблению иммунной системы, может вызывать катаракту и болезни кожи, усилить риск заболевания раком. Ультрафиолетовые лучи, которые достигают поверхности Земли в большом количестве, способны вызывать изменение химического состава растений. Эксперименты на сое и рисе показали, что урожайность этих растений значительно снижается при условиях усиленного влияния ультрафиолета.
Накануне Международного дня защиты озона молодые активисты Партии Зеленых Украины обратились к соотечественникам с настоятельной просьбой «спасти озон и ликвидировать фреон», как сообщает ЕкоТиждень. На пресс-конференции лидер ПЗУ Виталий Кононов заявил, что правительство не выполняет взятых на себя обязательств по сокращению производства и использованию озоноразрушающих веществ (этого требует ратифицированный Украиной Монреальский протокол). Согласно специальной правительственной программе и международными договоренностям, пять лет назад Украине был выделен грант Глобального экологического фонда в 23,2 миллиона долларов на переоборудование 10 крупных озоноразрушающих предприятий. Но уже больше года немалая часть дорогого современного оборудования не может преодолеть украинскую таможню. В нашем законодательстве не определено само понятие «грант» ( т.е. помощь, которая не нуждается в возвращении). Поэтому от предприятий-получателей требуют уплаты пошлины за предоставленное им бесплатное оборудование. Министр экоресурсов Сергей Курыкин отметил, что выход из этого тупика скоро появится: готовится специальное распоряжение Кабмина расконсервировать дорогой подарок. А вот проблема взимания налогов за предоставленные иностранными донорами гранты на законодательном уровне пока что не решена.
Наблюдения за общим содержанием озона (ОСО) в Украине начались в 1973—1974 годах на станциях Борисполь, Карадаг, Одесса, Львов. Тогда эти станции входили в общеозоновую сеть мониторинга озона. Они были расположены так, что, охватывали практически всю территорию Украины с учетом станций Воронеж и Цимлянск. После распада Союза восток Украины оказался практически не охваченным национальными средствами наблюдения. В 1990 году были открыты озонометрические станции в Киеве и Богуславе, на которых измеряли содержимое озона, солнечную и ультрафиолетовую радиацию. Тогда начали изучать ультрафиолетовый климат во всех регионах страны, делать мониторинг облучения территории Украины, чтобы предупредить негативные последствия от озоновых аномалий. Для более полной информации сейчас используют данные, полученные со спутникового прибора «TOMS».
У всех на слуху вопросы «озоновых дыр» (уменьшение озона на 20—30%). С ними я обратилась к заведующему лабораторией по исследованию озона Киевского гидрометеорологического института Александру Билявскому. Он отметил, что при этом следует учитывать климатическую норму для каждого конкретного дня и расположение пункта наблюдения. Озоновые аномалии — это не только случаи с большим дефицитом озона, о которых все говорят, негативными являются и аномалии с его перенасыщением, которые также влияют на биосферу и здоровье людей.
За период с 1973 по 2000 год в Украине количество дней со сниженным содержанием озона превышало количество дней с повышенным, а вот что касается озоновых аномалий, то позитивных было 116, а негативных только 17 случаев. Озоновых дыр над Украиной сейчас нет.
Стратосферный озон располагается на высоте 22—25 километров, именно его состояние и вызывает общее внимание человечества, как отметил Александр Билявский. Изменения озонового слоя не всегда связаны с антропогенными действиями человека, а могут быть вызваны непосредственным ходом событий. Изменения в параметрах содержания озона бывают не химического, а атмосферно-динамичного происхождения. Конечно, нельзя говорить, что промышленность не влияет на озоновый слой, однако следует исследовать, насколько это серьезно.
Украина имеет свою исследовательскую станцию «Академик Вернадский» в Антарктиде. В течение многих лет отечественные ученые станции изучают озоновый слой Земли, посылая полученные данные во Всемирную метеорологическую организацию — центр обработки информации об озоне. Станция расположена недалеко от границы озоновой дыры, и с августа по ноябрь полярники живут просто под ней. Именно из этой станции, которая раньше принадлежала Великобритании, начали поступать первые сведения об озоновой дыре.
На станции провели исследование: взяли массивные блоки льда по методике сотрудника института Владимира Грищенко, исследовали состав воздуха 1000 лет назад, не загрязненного современными соединениями. Оказалось, что уже тогда фреоны (фторхлоруглеродные соединения) имели место. Кроме того, во льду в больших количествах нашли хлор. «И чтобы не говорили, что мы здесь «химичим», — прибавил Александр Владимирович, — пробы послали в Германию (раньше они проводили исследования на образцах только верхнего слоя. — Л.Ш. ), ждем результатов».
Несколько недель тому назад в Киеве было перенасыщение озона процентов на 70 выше нормы, что связано с потоком холодного арктического воздуха. В основном, все озоновые аномалии связаны с циркуляционными процессами, зависят от положения разнообразных циклонов и антициклонов, поскольку от этого зависит циркуляция атмосферы. Сейчас положение циклонов сместилось градусов на 10, а это уже повлечет за собой изменения климата, наблюдаются тенденции к потеплению. Была озоновая аномалия в 1993 году, она занимала территорию от Белого до Черного моря и, приблизительно, от Праги до Волги. Уменьшение озонового слоя наблюдается и после вулканических выбросов глобального масштаба.
На озоне сейчас много спекуляций, как считает ученый, в частности, компания «Дюпон», которая сначала подготовила реагенты — заменители фреонов, потом провела исследования и обнаружила, что хлор-фтор соединения действительно разрушают озоновый слой. Потом выпустила эти заменители по повышенным ценам, захватила рынок. Но оказалось, что они в 5 6 разболее энергоемки, ядовиты и обладают меньшей летучестью, чем их предшественники и то, что они не достигают озонового слоя, а остаются на земле, отнюдь не говорит, что они являются менее вредными. Следует учитывать, что, кроме фреонов, озоновый слой разрушают и многие другие вещества.
— У нас есть возможность получать карты размещения ультрафиолетовой радиации по всему земному шару, — рассказывает Александр Билявский. — Проведено около 20 тысяч экспериментов, чтобы определить связь между озоном и ультрафиолетовой радиацией. Сейчас мы занимаемся мониторингом территории Украины без какого-либо финансирования, на полном энтузиазме. Можно сделать карты облучения для крупнейших курортов мира, чтобы человек имел выбор, куда поехать отдохнуть, карты для людей, самочувствие которых зависит от погодных условий. Есть возможность внедрить эту методику, но требуется финансирование. Акционерная экологическая ассоциация «Белка», основанная в 1989 году, возглавляемая Григорием Мельниченко, помогает вести работы в этом направлении. Она объединила усилие многих организаций Украины и России, для обмена точными данными, в частности из космоса. Есть связи с сорока крупными экологическими заведениями бывшего СССР. Благодаря такому сотрудничеству институт имеет хорошее информационное обеспечение. Есть возможность собирать ученых из любого региона для выполнения экологических проектов.
Аналогичные нашим системы мониторинга имеются в США, Канаде и Австралии, однако у них это делается на государственном уровне. Американский метод создания таких карт — точечный, используются ужасно дорогие приборы, каждый из которых стоит около 200 тысяч долларов и уступает в информационности. Наш метод будет стоить государству только 50 тысяч долларов одноразово и потом не более 20 тысяч гривен ежегодно. Лет пять назад нам пообещали средства на этот проект, однако, как говорится, пока что воз и ныне там.