В театре «Сузір’я» в рамках международного фестиваля «Молодость» под патронатом Посольства Государства Израиль и при участии «Сохнут-Украина» открылась фотовыставка Михаэля Голдовского.
Михаэль Голдовский родился в Москве. В 1977 году, когда ему было 25 лет, уехал в Израиль, где и провел, как он подчеркивает, большую часть жизни. Два года назад впервые оказался в Украине. По делам службы — представителем Всемирного еврейского агентства «Сохнут» во Львове. Познавая нашу страну, в частности Западную Украину, которую он, кажется, изъездил вдоль и поперек, Михаэлю очень кстати пришлось его давнишнее увлечение фотографией. И хотя он не перестает скромно повторять, что фотография — это всего лишь любительство, но эта довольно внушительная по размерам выставка очень любопытна как минимум по двум причинам.
Михаэль обладает даром подмечать детали. Будь то изнывающая под тяжестью плодов яблоневая ветка, проступающие сквозь туман львовские крыши, маленькая частная гостиница, разместившаяся на вершине горы, играющая белка, припорошенная снегом деревянная изгородь... Из этих мозаичных кадров складывается цельная картина Карпат. Картина красоты необычайной, порой захватывающей дух. При этом она лишена этакого глянцево-туристического налета и оттого особенно впечатлающа.
Впрочем, когда эта фотовыставка экспонировалась во Львове, один из посетителей упрекнул автора, что на его фотографиях жизнь предстает уж слишком благостной. «Вы что, не видели неотремонтированных домов во Львове, свалок, бедных сел?» — спросили у Голдовского. На что тот честно признался: видел. «Но я видел подобное, — начинает горячиться Михаэль, рассказывая об этом эпизоде, — и в Израиле, и в России, и в других европейских странах. Увы, но это так. А вот таких красот, такой потрясающей природы — и суровой, и сочной, и величественной, и прекрасной одновременно — больше не встречал нигде, хотя, поверьте, повидал немало. Не встречал я и таких людей — под стать этой природе». Слушать это было даже странно: он словно оправдывался, что именно такой увидел Украину в ее аутентичной красоте. Вероятно, уже хорошо изучив нашу всеобщую любовь к самоуничижению и вздохам.
Впрочем, на киевском вернисаже вздохи если и были, то исключительно комплиментарные. Кстати, по поводу и еще одного хобби Михаэля. Он играет на гитаре, давно пишет музыку и в Израиле хорошо известен как исполнитель авторской песни (он стал первым переводчиком на иврит стихов В. Высоцкого). Несколько своих песен М. Голдовский исполнил на вечере в «Сузір’ї», придав тем самым особую теплоту и без того камерной обстановке.
На этой милой ноте следовало бы поставить точку. Но все же не могу удержаться от одного замечания частного характера. С Михаэлем и его супругой Ириной мы, встречаясь и во Львове, и в Киеве, могли говорить о чем угодно — от искусства и мировой политики до кулинарии. Единственное, когда Михаэль «съезжал» с темы, если речь заходила о каких-то несообразностях украинских реалий. «Ребята, это ваша страна и ваша жизнь — вам ее и обустраивать. Я в Украине гость, и здесь мне очень нравится. Да и потом, вы сами не замечаете, как многое у вас меняется к лучшему...» О том, как именно меняется, мы смогли убедиться сразу после открытия выставки. Мы, несколько киевлян и львовян, решили отпраздновать это событие с Миахэлем и Ириной, прилетевшими из Израиля на два дня, поскольку их работа в «Сохнут-Украина» уже завершилась. Случайно выбрали ресторан «Ришелье» — центр города, интерьер вполне респектабельный, цены весьма европейские. Но более непрофессионального и, что хуже, — хамского обслуживания я, признаться, давно не встречала. И даже почти успела позабыть, что подобное бывает. Когда элементарный заказ выполняется два часа, и столь же элементарные извинения тебе приносят с неохотой и с формулировкой: завтра мы по этому поводу проведем совещание, то становится и смешно, и стыдно.
Вот и подумалось: несообразности наши, видимые глазу, исправить не так уж и сложно. Свалку убрать, дом отреставрировать, дороги подремонтировать... Все довести до европейских стандартов. А как быть со стандартами профессиональными и человеческими?