В стремительной фестивальной круговерти, охватившей Берлин, щедро украшенный знаменитыми медведями, многочисленная публика волнообразно перемещалась с показа на показ, журналисты ловили каждое слово звезд на пресс-конференциях, кинорынок напряженно работал, привлекая новых и старых баеров.
На фоне всего этого, уже 62-го по счету «киновсплеска», весьма скромно, но не безлико выглядел украинский стенд, впервые представленный киномиру Государственным агентством по делам кинематографии нашей страны, делегировавший организационные хлопоты по его устройству расторопной команде «Артхаус Трафик».
Отсутствие украинских лент в фестивальной программе не вызывает удивления: лишь полтора года назад держава обратила свой взгляд в сторону кинематографа, поставив перед собой задачу вдохнуть жизнь в национальную киноиндустрию. (Об этом «День» не раз уже писал в своих материалах, посвященных состоянию нашего кино сегодня.) Кино — дело не мгновенное, и развитие его должно идти пошагово, следуя четкой и долговременной программе. Именно о наличии серьезной работы и серьезных намерений призвана была поведать программа работы нашего стенда.
Открытие его было посвящено презентации каталога «Ukrainіan Film Guіde», который включил в себя информацию обо всем, что произошло в киномире Украины за 2011 год. Речь в нем идет о снятых и находящихся в работе картинах разных жанров, действующих продюсерских компаниях, технических возможностях и всех активных игроках в области кино. Диск с нарезкой новых фильмов, съемки которых еще идут, тоже не был обойден вниманием тех, кто знает или только знакомится с украинским кино. Некоторое удивление вызвало то, что каталогом гораздо больше заинтересовались иностранцы, чем наши граждане. Может быть, дело в том, что на фестивале была представлена английская его версия?.. В скором времени всех интересующихся соотечественников ждет также украиноязычный вариант.
Большим спросом пользовался первый том немой украинской классики, который презентовал замгендиректора «Кинотеки» Иван Козленко. В него вошли шесть дисков, попарно вложенные в стильно оформленные планшеты, — отцифрованные фильмы Довженко и Тасина, Георгия Стобового и Кавалеридзе, Дзиги Вертова и Кауфмана. Каждая из лент, кроме «родного» звукоряда, сопровождается оригинальной музыкой, специально написанной для реанимированных картин. К дискам прилагается подробный каталог, рассказывающий об этих киноработах и их создателях, а в качестве приятного сюрприза в набор входят открытки, сделанные «по мотивам» афиш того времени. Очень достойная работа, отсылает нас к истокам нашего кино, которым по праву можно гордиться.
Презентация фильмов, уже успешно вышедшего в прокат «Той, що пройшов крізь вогонь» Михаила Ильенко, который представлял продюсер В. Филипов, и будущей копродукции четырех стран, проекта «Параджанов», представленного Е. Фетисовой, расширяет прокатную биографию уже существующего и будущего фильмов.
Здесь же, на стенде, по-деловому были представлены будущие возможности новообразованной Ассоциации кинопроизводителей Украины и объявлены новшества, ждущие гостей и участников Ш Международного Одесского кинофестиваля.
— Теперь, — сказала президент фестиваля Виктория Тигипко, — гавный приз и 15 тысяч долларов будут вручаться зрителями. Их активность и симпатии решат судьбу победителя.
А плотность расписания деловых встреч главы Госагентства Екатерины Копыловой вполне могла соперничать с фестивальным расписанием. Уже третья по счету встреча с исполнительным директором Израильского кинофонда Катриелем Шори позволяет надеяться на скорое написание конечного варианта двустороннего договора. Грузины тоже готовы к тесному сотрудничеству — об этом шла речь в консультациях с директором Национального киноинститута Грузии Тамарой Татиашвили. Есть планы трехсторонней (Украина — Грузия — Армения) поддержки молодых кинематографистов в области девелопмента и общих тренингов. Эта тема обсуждалась на консультациях с директором программ Международного Ереванского фестиваля «Золотой абрикос» Сусанной Арутюнян.
— Есть все основания, — сказал на встрече и представитель Норвежского киноинститута Ивар Кен, — для разработки и воплощения совместных проектов. У нас общая цель — дать старт молодым.
География представителей киноинституций, которых интересует Украина как будущий партнер в производстве копродукции, велика — от Франции и Эстонии до Польши и Бельгии. С каждым из них состоялись переговоры и консультации.
— Для Украины, — почеркнула Екатерина Копылова, — очень важно войти в мировое киносодружество на равных. Мы проведем глубокий анализ всех переговоров, создадим законодательную базу, способствующую плодотворному сотрудничеству. Это поможет вписаться украинскому кино в мировой контекст, а также даст возможность колегам из зарубежья плодотворно и цивилизованно трудиться в Украине.