Именно такой была она в руках итальянского музыканта Паоло Пегораро. Его прикосновение рисовало светлые утренние пейзажи и удивительные по красоте узоры мелодии (Концерт № 1 для гитары с оркестром М.Кастельнуово-Тедеско), будоражило темпераментную стихию испанского танца и поднимало трагичную волну остро эмоциональной лирики (Аранхуэский концерт Х. Родриго).
Почитатели классической гитары могли познакомиться с искусством Паоло Пегораро во время итальянско-украинского фестиваля гитарной музыки, состоявшегося в Национальной филармонии в рамках Дней итальянской культуры в Украине. Паоло Пегораро считают одним из лучших гитаристов молодого поколения. Для своих 33-х лет этот музыкант сделал блестящую карьеру: он победитель нескольких национальных и международных конкурсов, активно гастролирует как с сольными программами, так и с оркестрами и камерными ансамблями, проводит мастер- классы в музыкальных заведениях и на престижных музыкальных фестивалях, преподает в Академии гитары им. Франсиско Таррега в городе Порденоне на севере Италии. В Киев Паоло Пегораро приезжал с тремя своими учениками — Риккардо Тамаи, Мауро Дзанатта и Эджидио Феделе.
Как показали выступления П. Пегораро и его учеников, особенностью современной итальянской гитарной школы является чрезвычайное изящество звуковой палитры, мягкая, лирическая манера игры даже в энергичных, напряженных эпизодах. Для нового поколения музыкантов не существует «технических» проблем: все они безукоризненно владеют техникой игры на гитаре, виртуозно исполняя пассажи любой сложности. Проблема в качестве звука, и в качестве варианта ее решения итальянцы предлагают изысканную камерность, оттенки, нюансы, игру светотени.
Несколько другой подход у украинских музыкантов: богатство звуковых красок сочетается у них с чисто славянской открытостью, искренностью высказывания. Яркий пример — выступление лауреата международного конкурса солиста Национальной филармонии Украины Андрея Остапенко.
Программа его концерта была построена таким образом, чтобы максимально продемонстрировать образно-тембральные и технические возможности гитары. Исполненная в начале пьеса А. Дюмонда «Памяти Равеля» с тонкой градацией тихих звучаний и свободным «дыханием» меланхоличной мелодии помогла музыканту создать уютную, интимно-доверчивую атмосферу, установить контакт с залом. Виртуозная, контрастная, с явным испанским колоритом и ритмами сарабанды Соната Giocosa Х. Родриго сменялась следующей пьесой с мистическим звучанием флажолетов и драматичным напряжением повторяющегося мотива, которые, чередуясь с необычными аккордовыми сочетаниями, создавали почти визуальную картину ритуального танца («Приглашение на танец» Х.Родриго).
И наконец, кульминацией программы стал Концерт № 3 «Элегический» Л. Брауэра, исполненный А. Остапенко в сопровождении симфонического оркестра Национальной филармонии под управлением Н. Дядюры. Это произведение, несмотря на название, достаточно драматично. Элегический тон, заданный соло гитары в начале произведения, прерывается напряженно воинственным звучанием оркестра и далее развивается не соревнование, а настоящий конфликт между солистом и оркестром. Наиболее удачны в произведении лирические места, особенно те, где сочетаются тембры гитары и ксилофона, что придает звучанию особый колорит.
Концерт одного из наиболее выдающихся композиторов современности Лео Брауэра, впервые исполненный в Украине, а также произведения Х. Родриго (100-летие этого известного испанского композитора широко отмечается в Европе: в 2001 году одновременно три страны — Испания, Италия и Болгария — проводят международные конкурсы, посвященные памяти Х. Родриго) вошли в репертуар А. Остапенко после стажировки в Италии у Паоло Пегораро и Стефано Виолы в Международной академии гитары им. Ф. Таррега. Как отметил доцент Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского М. Михайленко — педагог Андрея еще с музыкального училища им. Р. М. Глиера, — «Андрей научился у итальянцев чуткому отношению к звуку и тембру, но не потерял свое лицо в плане динамики, яркости подачи музыкального материала».
Сейчас у Андрея Остапенко напряженная пора: он готовится к Международному конкурсу гитаристов им. Мауро Джулиани, который состоится в Италии в сентябре этого года. И кто знает, может, пройдет еще немного времени, и Андрей Остапенко, как его итальянский наставник Паоло Пегораро, приедет в Италию уже со своими учениками и покажет там настоящее звуковое действо.