Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский тенор связал свою судьбу с Мариинским театром

4 декабря, 2002 - 00:00

Известный оперный певец Владимир Гришко в последнее время свою судьбу связал с Мариинским театром в Санкт- Петербурге. Вместе с этим прославленным коллективом под управлением выдающегося мастера Валерия Гергиева украинский тенор побывал в США. Он исполнял главную мужскую роль в постановке оперы Дмитрия Шостаковича «Екатерина Измайлова».

На премьере в Лос-Анджелесе (директором этого оперного театра является сам Пласидо Доминго) собрались меломаны со всего континента. Некоторые энтузиасты приезжали даже из Японии. Уже много лет петербургская версия считается одной из самых лучших сценических прочтений оперы Шостаковича. На гастролях в Америке большой успех был у исполнителей главных ролей: Ларисы Шевченко (Екатерина) и Владимира Гришко (Сергей).

О впечатлениях от гастролей певец рассказал в нашей беседе, которая состоялась на днях, когда он вернулся в Киев.

— Сложность воплощения образа Сергея не только в том, что вокальная партия скрывает немало трудностей, в связи с этим мало кто из теноров соглашается ее петь — боятся потерять голос. В постановке Молостовой исполнитель должен иметь хорошую физическую подготовку.

— Действительно, когда после борьбы Сергея с Екатериной в спальне начинается любовная сцена, где, по режиссерскому «ходу», нужно двадцать пять раз отжаться от пола, а потом еще и петь, то дыхание «сбивается». Чтобы все исполнить хорошо, нужно быть не только в хорошей вокальной, но и физической форме. Валерий Абисалович Гергиев хотел, чтобы я спел 4-5 спектаклей, но, к сожалению, выступления совпали с моими сольными гастролями. Я принимал участие только в двух спектаклях, потому что вынужден был лететь в Канаду. Там, в Монреальской опере, впервые в жизни я исполнил партию Туриду в «Сельской чести» Масканьи.

— То, что Гергиев позволил вам оставить гастроли Мариинки и поехать по собственному контракту, говорит о его уважении к вам. Ведь ходят слухи, что этот выдающийся дирижер — очень строгий руководитель и увольняет музыкантов за наименьшее неповиновение.

— Дисциплина в его коллективе — на первом месте. Думаю, солисты ни одного театра мира после более чем десятичасового перелета с пересадками из Санкт- Петербурга в Лос-Анджелес не смогли бы на следующий день утром в полный голос петь на генеральной репетиции. Это возможно только у Гергиева. В театре большая конкуренция, выживает сильнейший.

— Итак, вы приехали в Монреаль с опозданием на репетиции на семь дней.

— Я должен был воплотить образ сицилийского юноши Туриду, и понял, что справился с этим, когда после первого спектакля (всего их было пять) ко мне с приветствиями подошли слушатели — итальянцы. Они решили, что я их соотечественник и говорили, что только уроженец Сицилии мог воплотить такой пылкий, темпераментный образ. Я на итальянском языке стал им объяснять, что я украинец, но кажется, никто мне не поверил. Дирижер Марк Парисотто в это время стоял неподалеку, смеялся и пальцем показывал мне: «Это здорово». Он потом написал моему агенту огромное письмо с благодарностью.

— В какую атмосферу вы окунулись в Монреале?

— В довольно неоднозначную. Это, как известно, та часть Канады, где живет преимущественно франкоязычное населения. Поэтому на репетициях я с удивлением слышал, как режиссер-американец давал указания местным артистам через французского переводчика, хотя английский понимали все. Еще, в магазине, где я попросил на английском языке витаминный напиток, продавец сказала, чтобы я обращался к ней на французском. Мне пришлось объяснять, что я не канадец, а украинец.

А еще удивило, что под каждым номерным знаком машин написано: «Мы все помним», что-то вроде нашего: «Никто не забыт, ничто не забыто». После этой поездки, когда нас, украинцев, называют националистами, то я вынужден признать, что нам еще до канадцев далеко.

— Вас в Канаде знают. Вы уже пели в Торонто. Были ли среди публики те, кто уже слышал вас?

— Ко мне подходили украинцы, которые живут в Канаде. Среди них была председатель Союза украинок Канады Анна Троян. Она говорила, что украинская община гордится мной, только женщины не довольны, что я грубо отношусь к своей сценической возлюбленной Сантуцци. Меня много приглашали в гости, просили петь народные песни.

— Наверное, угощали национальными блюдами?

— Конечно, но еда в Канаде, да и в Америке нездоровая — сплошная химия. Яблоки, помидоры словно пластмассовые, много концентратов, немало овощей и фруктов с измененным генетическим кодом. Все это сразу же чувствует печень. Когда приехал домой, сразу же сел на строгую диету.

— А вы, по традиции, не берете с собой сало в дорогу?

— То, что я взял, у меня артисты из Мариинской труппы все выпросили.

— Сейчас снова поедете в Санкт-Петербург?

— Меня ожидают главные партии в операх «Травиата» и «Богема». Нужно подготовиться к русским сезонам в «Метрополитен опера». Поскольку я связал судьбу с Мариинским театром, от личных контрактов придется отказываться.

— А с Национальной оперой Украины договор не подписываете?

— Я очень люблю выступать в Киеве. Но соглашусь спеть спектакль, если буду знать о нем не позже, чем за три месяца. Чтобы можно было согласовать планы с Мариинкой. Но, к сожалению, в киевской Опере такое перспективное планирование случается очень редко.

Людмила КУЧЕРЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ