Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинство Феодосия Гуменюка

22 июня, 2009 - 20:05
ИКОНА НА РЫБЕ КАМБАЛЕ / ФОТО АВТОРА

Традиционно выставка Феодосия Гуменюка в галерее «Творча збірка», которая расположена на Терещенковской, началась ливнем. Автор вспоминает, что в прошлый раз перед выставкой в Лавре тоже лил дождь, поэтому сейчас он совсем не удивился.

Большинство экспонируемых работ — литографии. Первая картина, открывающая выставку, изображает святых на фоне камбалы. Господин Гуменюк объяснил: «Эта работа построена как крест, терновый венец — символ страдания, мак — где посеется мак, там и родит земля. Я длительное время жил в Петербурге, там есть Музей этнографии, где сохранились только два экземпляра чумацкой иконы. Чумаки делали такие иконы: рыба камбала, а на ней изображение Спасителя и Божьей Матери. На рыбе, потому что рыба — символ Христа. Вот я тогда накупил камбалы, засушил и разрисовал. Ее не нужно грунтовать, там сама пленка такая, что на нее хорошо ложится краска. Ко мне люди приходили, удивлялись. Но один художник увидел это у меня и позаимствовал. Я нарисовал с десятка два, а он штук 50—60, и выставлял тогда в Планетарии, и конечно же не сказал никому, что это он у меня перенял».

Тушью и пером написан крестьянский натюрморт: сноп, вода, вол и другие элементы крестьянского труда. Ряд работ — цветные литографии, каждая из которых создается в несколько этапов из 7—8 отпечатков (каждый цвет — отдельный слой). Сначала идет работа над светлыми тонами, потом темнее и темнее, они сохнут, тогда работают над следующими слоями.

Феодосий Гуменюк в 1965 году вступил в Петербургскую академию, ведь в те времена все дороги вели в Петербург, и успешно ее окончил в 1971 году. Для тех, у кого есть высшее образование, там открываются двери в большие библиотеки. В библиотеке Салтыкова-Щедрина есть украинский отдел, где Феодосий Гуменюк проводил все свободное время, читая книги и журналы, которые были запрещены в Украине (Грушевского, Яворницкого, журналы «Українська хата», «Основа» и т.п.). Там наш герой и заинтересовался украинскими обычаями и обрядами. Читая о каждом обряде, Гуменюк проводил свою параллель — в своем воображении представлял, как происходит обряд, и переносил это на бумагу. Это и жатвы, когда собирали урожай, и Ивана Купала, когда колесо пускали с горы и поджигали, обливальный понедельник — после Пасхи парни обливали незамужних девушек. «На ярмарку», где везут кувшины на Сорочинскую ярмарку. Но чтобы продолжить создавать подобные работы, нужно окунуться в тот мир опять, вчитаться, полностью переключиться. В Петербурге было сложно работать в небольшой мастерской. Вскоре Феодосия пригласили в Киев преподавать в Академии искусств и дали прекрасную мастерскую (63 метра квадратных) на Крещатике. Уже десять лет он преподает в мастерской исторической живописи.

Отдельная серия акварельных работ объединена под названием «Українське козацтво». К каждой работе имеется литературное описание. Эту серию Гуменюк подготовил для календаря, который издали, но, по мнению автора, недостаточно качественно и поздно. Поэтому есть надежда, что он будет переиздан, ведь ярко передает дух украинского казачества (хорунжие, украинские музыканты, полковник, гетман и т.д.).

По словам Феодосия, он «пишет большие исторические картины, а это — пластичная разработка, разминка». Огромные исторические полотна — два на пять метров — вот картины, с которыми ассоциируется имя Феодосия Гуменюка. И выставки соответственно проводятся нечасто и в больших музейных помещениях (например, музей им. Т. Шевченко). Эта выставка — исключение. Она удивила посетителей, ведь это камерная выставка в небольшой, но уютной галерее в центре Киева. Здесь собрали графику, которую не каждый день увидишь.

Кроме преподавания и работы в мастерской, Феодосий активно ездит на художественные пленэры. Не так давно ездил в Стамбул. А недавно вернулся из пленэра в Грузии, организованного одесситом Михаилом Пархоменко.

Настя КОХАН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ