«Без керамики дом холодный», — замечает мастер со Львова Анна Друль, участница фестиваля «ЦеГлина-2016». На событии Анна представила «Пейзаж» и «Метеориты», работы, которые отсылают к чему-то космическому, неземному. Вообще на фестивале «ЦеГлина» в этом году много необычного. Например, странные существа Ивана Физера: «Химерическая», «Чужеземный», «Песчаный». Разные «Головы» Александра Мирошниченко распадаются на фрагменты, из которых проступают лица.
В целом на фестивале представили более 70 работ 33 авторов из Украины, Польши, Литвы и Японии — событие впервые приобрело статус международного. Мероприятие проводят на новой локации — в керамическом арт-пространстве «ЦеГлинаАрт», открытом как раз к началу феста. Идея проекта принадлежит керамистке Олесе Дворак-Галик. Она и Юлия Островская стали кураторами «ЦеГлини-2016». Проект реализуется при поддержке благотворительного фонда Sky Art Foundation.
Организаторы стремятся ознакомить с искусством керамики как можно больше людей. Поэтому четыре работы, представленные на «ЦеГлині», являются тактильными — люди со слабым зрением могут почувствовать их на ощупь. Одна из таких — «Корпускула» художника из Киева Гии Миминошвили. Работа представляет собой две сферы, которые сливаются. Или вот-вот разъединятся — можно трактовать по-разному. Сферы имеют углубления, где спрятаны конусообразные формы, — если их пошевелить, раздастся грохот, потому что внутри этих форм тоже содержатся определенные элементы. Автор умышленно не раскрашивал свою работу, чтобы незрячий человек почувствовал шамотный материал. «Я совмещаю динамику, ритмику, звук. Работа должна стать определенным лабиринтом», — объясняет Гия Миминошвили. Художник убежден, что люди со слабым зрением чувствуют скульптуру лучше тех, у кого зрение хорошее, потому что имеют заостренное ощущение формы.
Участников фестиваля стимулируют экспериментировать, но основные составляющие части работы керамиста не меняются веками. «Глина, обжиг, глазури и мнение художника — вот главное», — перечисляет Олеся Дворак-Галик. А Анна Друль признается: «Керамисты — страшные трудоголики! Они очень привязаны к печи и мало ходят по разным собраниям. Прежде всего — мастерская и печь, керамика — это трудоемкая тяжелая работа». Другая львовская керамистка Ирина Марк добавляет, что иногда работу приходится перекрашивать пять раз — хочется ее совершенствовать.
«Керамисты — художники, которые работают с объемом. И мы боремся за то, чтобы керамика имела статус высокого искусства», — отмечает Олеся Дворак-Галик. Теперь это искусство можно открывать в течение всего года: Олеся обещает, что в пространстве «ЦеГлинаАрт» регулярно будут проходить события, связанные с керамикой.
Сам фестиваль «ЦеГлина-2016» в этом году продолжится до 24 августа. Организаторы подготовили большую программу с дискуссиями, творческими вечерами, презентациями персональных проектов, лекциями и тому подобное. Поэтому приходите на событие, проходящее на столичном Подоле, в пространстве «ЦеГлинаАрт».