«Любовь и мотоциклы» — само название выставки настраивает на историю о свободе, чувствах, приключениях. Мотоцикл становится сценой, на которой разгорается конфликт мужчины и женщины. Сам проект является определенным посвящением отцу художника. Выставку организует галерея ЦЕХ, но поскольку она по техническим причинам сейчас не может принимать гостей, экспозицию разместили в другой столичной галерее — Art 14. Проект поддержало Посольство Словацкой Республики в Украине.
«Мой батя был фанатом мотоциклов. В восемь лет, когда заканчивал второй класс, я впервые проехал с ним на «Харлее», — вспоминает Николай Билоус. — У отца были все возможные мотоциклы, правда, трофейные: BMW, «Цундап», все виды советских, венгерский «Панонния», чешские «Ява 300» и «Ява 150». А сам он был музыкантом, играл, кажется, на любых инструментах, имел абсолютный слух — талант! Мы с ним много ездили, и он еще в детстве привил мне ощущение романтики и свободы. Это помогает мне жить, поэтому очень благодарен отцу».
Для Николая Билоуса на первом месте — не сюжет, а техника, цветовое решение. Художник убирает черный из основной композиции, делает его «воздухом». Благодаря этому появляется эффект театральности, как будто фон погружен в темноту, а передний план освещен. Базовый тон в картинах Билоуса похож на хаки, является смесью трех основных цветов: красного, желтого и синего. Открытые цвета художник накладывает тонким слоем, как в каллиграфии, благодаря чему достигает определенной гармонизации изображения.
«В моих работах нет времени суток, сразу — и ночь, и день. Я боролся с черным, потому что это цвет-катастрофа, очень мощный, сакральный. Убрал его на фон — в этом и космос, и трагизм жизни, и декоративность», — говорит Николай Билоус. Свой творческий метод художник сформировал давно, но продолжает его совершенствовать, экспериментирует с оттенками. Так, в «Любви и мотоциклах» появились несколько новых тонов синего, красного и зеленого. Основатель галереи ЦЕХ Александр Щелущенко отмечает, что даже возникла определенная орнаментальность синего.
Существенная составляющая часть творчества Николая Билоуса — свобода. Вероятно, кроме влияния отца и практики, здесь большую роль играет жизненный опыт художника. «Кем я только не работал! Когда мне говорят, что я художник, удивляюсь. Был кочегаром, токарем — имею четвертый разряд, докером — когда им был, ездил аж до Анадыря, — делится Николай Билоус. — Но что касается образования — у меня не было ничего на уме, кроме художественного училища и института. Окончил Крымское художественное училище имени Самокиша, потом — Харьковский художественно-промышленный институт. В Харькове была непревзойденная школа, все очень демократически. И еще мне всегда везло с людьми, всегда попадались нормальные».
Сейчас Николай не ездит на мотоцикле, хотя не отвергает того, что когда-то снова будет гонять на байке. Говорит, что воспринимает этот вид транспорта лучше автомобиля, который не дает ощущения ветра при езде. Этим ощущением художник делится через свои новые картины.
Увидеть выставку «Любовь и мотоциклы» можно до 15 января в киевской галерее Art 14.