Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Универсальный музыкант

14 февраля, 2007 - 20:11
АЛЕКСАНДР САРАТСКИЙ

В Национальной филармонии Украины состоялся авторский концерт пианиста и композитора Александра Саратского.

Этот музыкант является автором произведений для фортепиано, камерных ансамблей, симфонического и духового оркестра, для джаз- и рок- ансамблей, музыки для театра, создатель двух авторских альбомов: «Два плюс...» и «СараБанда». Нынешний сольный концерт в Филармонии — пятый по счeту.

В первом отделении вечера музыкант представил премьеру: вокальный цикл для сопрано, баритона и камерного оркестра на стихи молодых киевских поэтов — Дмитрия Саратского, Дмитрия Тодорюка и Ярослава Степанкова. Цикл прозвучал в исполнении аспирантки Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского Тамары Ходаковой и студента НМАУ Дмитрия Тодорюка в сопровождении ансамбля солистов «Киевская камерата» под управлением Валерия Матюхина. Цикл посвящeн сыну композитора, которым написана большая часть стихов.

Как утверждает сам автор, в этом произведении чувствуется влияние Шостаковича, Бартока и Стравинского в своеобразном сочетании с элементами джаза и рока. При первом знакомстве с этим циклом создаeтся впечатление, что он вполне соответствует духу современной украинской композиторской школы — хотя, пожалуй, Саратский смелее, чем другие, добавляет в академическую музыку элементы (а иногда и цитаты) современной и джазовой музыки (к примеру, в одной из тем слушатели с изумлением узнали популярную песню эстрадной певицы Кати Лель). Музыкальный язык цикла, обогащeнный остроумными стилизациями и тематической яркостью, весьма легко воспринимается и в то же время заставляет думать: ведь стихи, которые легли в основу музыки, посвящены противоречивым человеческим чувствам и страстям, вопросам жизни и смерти. Одна из частей цикла — чисто инструментальная, ещe один номер представляет собой диалог между двумя солистами, который благодаря своему эмоциональному напряжению похож на драматическую сцену из оперы. И, наконец, в финале цикла из-за кулис звучит рояль: «слово берeт» сам автор — и цикл завершается благостной, жизнеутверждающей темой. Во втором отделении концерта прозвучала сюита для фортепиано и камерного оркестра, которую киевляне уже слышали два года назад в концерте Саратского. В ней причудливо сочетаются жанры разных стилей и эпох, смешиваются «ароматы» джаза, барокко, фольклора и академической музыкальной традиции: в ней соседствуют романс, гопак, рэгтайм, блюз, жига… Партию фортепиано в этом произведении, импровизируя, исполнил сам автор. Кроме того, общее звучание невероятно украсили великолепные музыканты, исполнявшие соло в оркестре — известные (прежде всего, в джазовых кругах) саксофонисты Артeм Менделенко и Дмитрий Александров. Роскошный тембр саксофона в сочетании с блистательной виртуозностью, изобретательностью импровизаций очаровал и подзадорил всех, так что «бис» звучал уже с тремя солистами на авансцене: два саксофониста и рояль «общались» на равных.

Вероятнее всего, универсальность дарования, позволяющая композитору создавать музыку практически на любой вкус — наилучший способ профессионально состояться в наше время, которое предлагает далеко не идеальные условия для процветания творческого человека. Тем не менее, Саратскому это удаeтся — судя по частым концертам и по тому, что публика, заполнившая значительную часть зала, стоя устроила ему овацию.

Следующая встреча с маэстро состоится 15 февраля в Большом зале консерватории и Александр Саратский представит публике свою джазовую программу.

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ