Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Урок истории Кристиана Цаймерта

22 ноября, 2001 - 00:00

70-е годы ХХ века стали кульминационным периодом творчества Цаймерта. По словам художника, в 1930 — 1950- е годы Париж — город, где он родился, живет и работает, — был центром художественной жизни всего мира. Но уже с 1960-х там, как и во всей Западной Европе, стали ощущаться глобализационные тенденции. Кристиан Цаймерт и его творческая группировка «Паника» противопоставили тогда мощной волне американского поп-арта европейское понимание цехового сообщества художников, работающих в мастерских и использующих традиционные художественные формы и классические материалы для создания и выживания станковой картины.

В конце ХХ века итальянский критик и международный куратор современного искусства Акилле Бонито Олива говорит о глобализации, как о доминирующей тенденции. Он констатирует, что само по себе искусство находится в опасности и вынуждено противостоять концепции анорексии. «Анорексия — это явление, направленное на уничтожение, уменьшение тела, то есть по сути — на желание реализовать определенную андрогинную модель, относящуюся к системе моды. Анорексия также является агрессивной моделью, которая через исчезновение желает утвердить не тело, а скелет, желает по сути избежать реальности и навязать принцип присутствия через исчезновение». Для чуткой души европейца и художника Цаймерта, сознательно наблюдающей за характеристиками исчезнувших и зарождающихся культурных тенденций, этот принцип глобализации был очевиден. Чтобы сохранить стирающиеся черты кадров истории, в своем творчестве Кристиан Цаймерт будто раскручивает пленку в обратном направлении. Он использует и переосмысливает техники, стили и направления, связанные в нашем сознании с классикой изобразительного искусства: символизм, мистическая картина, пуантилизм, фовизм, антимилитаристский гротескный жанр.

С 1970 художник активно выставляется в престижных галереях и музеях Парижа и Франции. Его персональные выставки пользуются успехом, работы дорого продаются, появляются государственные заказы. Нашумевшую совместную выставку с греко-католическим королем поп-арта Энди Уорхолом Цаймерт называет жестким противостоянием. Но в творчестве обоих классиков искусства ХХ века символы разных культур служили одной идее: наблюдать и анализировать современность, создавая перспективу целого. Из нее можно было исходить, изобретая универсальный художественный язык. Но цаймертовская игра смыслов и раскрытия двойной, комичной сущности слов, игра с творческими манерами и фамилиями классических французских художников, игра с названиями торговых марок и именами героев литературных произведений рассчитаны на высокий интеллектуальный уровень европейского зрителя. Зрителю часто нужны подсказки. Но открыв для себя приятный и живой контакт с произведениями Цаймерта, которые шутят самостоятельно, зритель испытывает лихорадочное желание видеть все новые и новые работы. Он почти неминуемо загорается правилами предложенной игры.

Классическая живописная основа полотен Цаймерта является базой разновременных и разностилевых остроумных компиляций. Именно эта черта творчества оставляет художника современным независимо от границ и рамок определения стилей.

Хороший пример — представленные на выставке работы начала 1990 «Кувшинки и конфетти, Моне № 2» и «Кувшинки и конфетти, мост №1». Картины с кувшинками отца импрессионизма Клода Моне известны как целый этап его творчества. С 1916 года до самой смерти Моне в огромной мастерской писал картины большого формата с видами прудов. Кристиан Цаймерт великолепно передает индивидуальное настроение в цитатах из Клода Моне, которые уже самим небольшим форматом работ демонстрируют определенную иронию. Россыпи конфетти на деревянном мосту и листах кувшинок олицетворяют присутствие человека и того мимолетного праздника, который противопоставлен стоячей скуке глади пруда — темным мутным водам вечности.

С вниманием отнесся Цаймерт к семейному архиву событий Первой мировой войны. Остросюжетные каламбуры, посвященные антивоенной теме, демонстрируют великолепное знание художником тонкостей обмундирования и характерных черт прусской, французской, английской и даже швейцарской военной одежды времен президента Раймона Пуанкаре.

Одна из безусловно интригующих картин на выставке представлена в экспозиции под названием «Портрет с сигарой». На экспрессивном живописном фоне в густой, почти плотной массе дыма крупным планом проявляются полные, выразительные, но старчески сморщенные губы в процессе чувственной затяжки короткой толстой сигарой. Сгорая, как лава вулкана, она превращается в пепел. У автора работа называется «Z. Davidoff» и является ни чем иным, как очень реалистическим портретным изображением губ Зино Давидова — эмигранта из Украины, создавшего знаменитую элитарную сигаретно-сигарную марку. Саркастическим портретным штрихом Цаймерт разрушает рекламную эстетику созданной для обывателя иллюзии, возвращаясь к образу Давидова, как гедонистическому первоисточнику.

Новые условия глобализации жизни и искусства требуют расширения человеческого сознания и обогащения кругозора. «Обнаружить, какие художники сейчас на высоте, их тенденции, их почерк, их жесты и презентовать (без всякой иерархии) ту самую, другую правду — правду самих художников, без знания которой понимание нашего времени будет неполным» — призыв президента 49 венецианской биеннале Паоло Баратта. Европа и ее тысячелетняя культурная традиция хранит неизменную сущность творческого созидания, поставившего человека на пьедестал истории. Хранителем и продолжателем этой традиции есть Кристиан Цаймерт. Его урок истории требует ответа и любви к предмету. А на поверку зритель не может не улыбнуться собственным знаниям и тонкому юмору учителя.

Наталия СМИРНОВА, искусствовед, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ