Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Услышат ли в Украине золотую флейту?

14 июня, 2001 - 00:00

Имя заслуженного артиста Юрия Шутко хорошо известно в музыкальных кругах Украины и за рубежом. Лауреат трех международных конкурсов, солист Национальной филармонии Украины, к тому же и преподаватель Детской академии искусств в Киеве, он весьма редко выступает с сольными концертами в столице. Не более двух раз он играет на сцене Колонного зала имени Н. Лысенко. Как правило, один раз с оркестром филармонии, а второй — в ансамбле с Элеонорой Пирадовой.

Исключением стал его сольный концерт в сопровождении оркестра «Ренессанс» Украинского филармонического общества, который недавно состоялся в Национальном доме органной и камерной музыки. Триумфальный успех концерта и овации, которые устроили молодому флейтисту киевские меломаны, объясняется не только великолепной программой концерта (в нее вошли шедевры И. С. Баха, Ф. Э. Баха, С. Меркаданте), а прежде всего — высоким уровнем мастерства музыканта.

Слушая игру Юрия Шутко, неизменно восхищаешься зрелым, первоклассным профессионализмом в сочетании с феноменальной виртуозностью, чувством формы и стиля, красотой звуковой палитры и глубиной исполнительской философии. В его руках флейта по своему воздействию на слушателей ни в чем не уступает голосу, скрипке или игре на фортепиано. А манера исполнения музыканта покоряет богатством нюансировки, ярким колоритом, точной интонацией и изумительным вкусом.

Юрий играет на уникальном инструменте — золотой флейте, которую приобрел более года назад в Лондоне, в фирменном магазине компании «САНК» с большой скидкой. Его игра так восхитила тамошних продавцов, что они для него снизили обычную цену. Кстати, на сегодняшний день он является единственным флейтистом не только в Украине, но и в СНГ и даже ряда стран Восточной Европы, который является обладателем этого уникального инструмента.

— У нас никто из флейтистов не рискнет исполнить сольный концерт с симфоническим оркестром, поскольку это требует больших усилий, подчеркнул музыкант. Прежде всего — это сложно физически, ведь флейта в таком случае несет на себе полноценную нагрузку, так как ей приходится соревноваться со всеми инструментами оркестра. При этом затрачивается в три раз энергии больше, чем обычно.

— Чем объясняется подобное, ведь у нас много флейстистов?

— Дело в том, что флейтовая школа и исполнительская традиция в Украине отстают сейчас от мировых стандартов на 25 лет. Прежде всего, потому что у нас нет притока свежих сил в среду музыкантов-педагогов, преподающих игру на флейте. Нас давно «обошли» не только школы дальнего зарубежья, но даже Казахстана, Молдовы, не говоря уже о Литве.

Там в консерваториях преподают молодые, активно выступающие флейтисты, которые хорошо осведомлены о лучших традициях современного исполнительского искусства в современном музыкальном мире и главное — у них есть мотивация и желание себя проявить в отличие от наших мэтров, оберемененных почетными званиями и должностями, заботами о себе, чаще думают о своих дачах, чем о воспитании достойной молодой смены.

— Почему студенты музыкальных учебных заведений так редко бывают на флейтовых концертах?

— К сожалению, молодежь из училища Глиэра и Музыкальной академии почти не посещает эти концерты. Почему? Профессора этих заведений не поощряют сольное исполнительство, так как они считают, что флейта — только оркестровый инструмент. В результате наносится непоправимый вред всей флейтовой школе Украины. Если бы их ученики чаще ходили на такие концерты, тогда у них был бы стимул расти, возникло бы стремление выше поднимать «планку» своих возможностей.

— Отчего так редко вы даете сольные концерты в Киеве, да и в других городах Украины?

— На сегодня Национальная филармония не занимается организацией гастролей музыкантов, работающих в самой филармонии, в основном — из-за нехватки средств. Потому все зависит от личной активности каждого музыканта, его организаторских способностей. Хотя, мне известно, что в Московской и Петербургской филармонии ситуация иная. А в Литве (там я учился один год) существует и весьма успешно работает агентство менеджеров, которое «раскручивает» солистов тамошней филармонии и других академических музыкантов, певцов. По принципу эстрадных звезд.

— Отчего у нас нет подобного? Мы еще не «созрели» для этого?

— Дело в том, что отношение к академическому музыкальному искусству в Украине нуждается в кардинальном преобразовании. На смену старым музыкантам обязательно должна прийти молодежь, одержимая стремлением работать полноценно.

Если они не все уедут и достаточно громко о себе заявят, тогда неизбежно появятся менеджеры, которые будут с ними работать. А сегодня нашим менеджерам не выгодно вкладывать деньги в академических музыкантов. В основном из-за засилья «ветеранов от музыки», которым давно пора уйти на пенсию. К сожалению, сейчас все деньги шоу-бизнеса уходят в эстраду, где сейчас выступает одна молодежь.

— Куда вас приглашают сейчас выступить с сольными концертами?

— В настоящее время меня приглашают в Россию, где предлагают выступить в Петербурге (в зале М. Глинки). Кроме того, в Беларусь — в Минском зале органной музыки и Молдову (тоже зал органной музыки в Кишиневе), в Казахстан, Южную Корею, где предлагают дать еще и мастер-классы.

В нынешнем году я выступал в Одессе, Львове, Виннице, Луцке, Умани, Полтаве. Но к сожалению, областные города могут сейчас пригласить солиста- музыканта только на фестивали, под которые специально выделяются средства.

Сергей ПИРОГОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ