Стоит сразу сказать, что «Крутящий момент» (так у нас перевели довольно специфический термин «Torque») — типичное трюковое кино. Причин, по которым его следует выделить из потока подобной продукции, несколько.
Во-первых, обозначенная типичность: хорошо бы попытаться понять, куда движется мейнстрим в своей модной адреналиновой части, которую «Torque» представляет вполне адекватно. Потом, сделан он все-таки — как для фильма-аттракциона — качественно. Наконец, любопытно отследить, как вообще изменился поджанр байк-фильма, «синемациклетной» картины, легитимизированный у самых истоков легендарными «Беспечным ездоком» и «Бунтарем без причины».
Впрочем, никакого бунта здесь нет. Нет и собственно байкерской эстетики, всего этого кожано-клепаного, брюхастого и бородатого мачизма. Да и самих героев байкерами в привычном смысле слова не назовешь. В стильных спортивных костюмах, на ярких юрких машинах, они скорее гонщики-дикари, «экстремалы» на современном жаргоне. С обществом они не кон фликтуют; вообще, драматургию сложной не назовешь. Сценарист Метт Джонсон обходится самым стандартным набором: «хороший» (Кери — Мартин Хендерсон) с запутанной судьбой, «плохой», который «хорошего» подставляет, «злой», но справедливый гангстер Трей (его играет прославленный рэпер Айс Кьюб) и продажный эфбээровец, что исподволь стравливает горячих парней. Умеренно участвуют в событиях красивые девицы, пуд кокаина, пистолеты и крепкие кулаки тоже наличествуют. Ничего нового. Актерской работы — ноль. Фабулу движет кое- что другое: скорость.
«Torque» — это череда погонь и схваток. Даже единственная лирическая сцена снята на вращающейся карусели. Чаще всего погоня и схватка совмещаются. Как это было сделано, насколько вообще возможно вытворять подобные коленца в реальности — такие вопросы даже не возникают. Опыт скоростных развлекателей последнего десятилетия, от Тарантино до братьев Вачовски, режиссером Джозефом Каном учтен со школярской дотошностью. Чистый гедонизм, азарт дороги, упоение в бою. От одной только сцены, где Трей и Кери гоняют на байках по крыше несущегося полным ходом экспресса, оторопь берет. Причем снято все в эффектной клиповой манере, с четкой привязкой к рок-н- ролльному саундтреку и множеством «юморных» деталей наподобие кед на ногах пиджачного федерала или случайной красной юбки, задираемой вихрем от проносящегося мотоцикла. В целом — пустячок, космически далекий от двухколесной психоделии Питера Фонды. Но ладно скроенный. И, вероятно, не последний в длинном ряду широкоформатно моторизованных собратьев.
Крамольная мысль, что вкрадывается иногда при просмотре аналогичных безделок: почему бы у нас не наладить регулярное производство именно такого, с позволения сказать, поп-корна. Чтобы летали на экране машины за мотоциклами, героин за кокаином, утюги за пирогами, правда легко побеждала кривду и никто ни о чем не грустил бы и не задумывался. Благо, каскадерская школа вроде не из худших.
Подростки бы получали свою дозу адреналина, а арт-хаусные режиссеры —просто из чувства противоречия — снимали бы все лучше и лучше. Вот бы кинопроцесс и наладился. А то все — «Бумер», «Бумер»…