Восемь лет тому назад генеральный директор-худрук Херсонского украинского муздрамтеатра им. М. Кулиша Александр Книга решил сделать Таврийский край, славный своей природой, ширью степей и величием Днепра, еще и родиной театральной дивы Мельпомены. За эти годы слава о «Мельпомене Таврии» давно уже пересекла границы херсонских степей и вышла за пределы Украины. Если в начале фестиваля над составлением репертуарной афиши приходилось напряженно работать, то сейчас все хотят приехать в Херсон на фест. Правда, существует жанровое ограничение, и здесь проходит смотр музыкальных премьер. Поэтому на «Мельпомене Таврии» главенствующее место отведено одной из важнейших составляющих спектакля — музыке.
В нынешнем году фестиваль представлял солидную программу. За семь дней было показано 17 спектаклей, представлены театры Украины, России, Беларуси, Молдовы. Репертуар самый разнообразный: от моноспектаклей (Запорожский театр-лаборатория VIE, Херсонский театр кукол, Днепропетровский театр им. Т. Шевченко) до масштабных полотен с десятками действующих лиц. Поэтому у жюри, а «Мельпомена Таврии» — фестиваль конкурсный — была непростая задача определить критерии оценки столь разных спектаклей. Но музыка стала фоном любой драматургической истории. Это тот эмоциональный камертон, который задает тон спектаклю, настраивает зрительское восприятие на нужную чувственную волну и помогает достичь необходимого сценического воздействия.
Пластическо-музыкальное решение произведений Т. Шевченко было неординарно представлено в спектакле «Безсоння» Криворожского театра «Академия движения». Казалось, слова и строки зримо воплотились в выразительные пластические образы. Таким же пластическим языком воплощает драматургию и Киевский театр пластической драмы на Печерске, показавший собственное видение притчи о Моцарте и Сальери в спектакле «Прощай, Моцарт».
Удачным оказался режиссерский дебют М. Голенко, сумевшего в спектакле «Boa constriktor» Коломыйского украинского муздрамтеатра заставить «звучать» прозу Ивана Франко свежо и современно. Образный ход молодого режиссера выводит историю жизни Германа Гольдкремера в разряд притчи о жизни человека вообще. Благодаря тому, что избран принцип «спектакль в спектакле», из рассказа-воспоминания старого Гольдкремера вырисовывается пронзительная сценическая история о времени, о колорите национальной принадлежности, о непреложности вечных ценностей, держащих человека на этой земле.
О ярком национальном колорите, только белорусском, можно говорить в связи со спектаклем «Вечная песнь». Классическое произведение Янки Купалы режиссер С. Ковальчук превратил в рок-оперу, в музыкальный строй которой вплетены характерные национальные мелодии. Актерский хор Минского театра белорусской драматургии проникновенно исполнил все песни о вечном пути человека от рождения до смерти. Получилось образно, эмоционально и трогательно.
Настоящий праздник музыки присутствовал в оперетте И. Кальмана «Фиалка Монмартра» хозяев фестиваля — Херсонского театра им. М. Кулиша. Традиционно отменные вокальные данные актеров в который раз продемонстрировали, что искусство классической оперетты по плечу этой драматической труппе.
Попыткой проекции на современность стало сценическое осмысление масштабности пьесы Н. Кулиша «Патетическая соната» в спектакле Тернопольского драмтеатра им. Т. Шевченко. Пугающе похожими на нынешнюю ситуацию виделись события начала ХХ века — захват власти большевиками и революционный запал масс. Такие выразительные витки истории... и неутешительный финал. Сидя на рельсах, с обеих сторон заканчивающихся красноречивыми тупиками, герой, словно балующийся ребенок, пускал мыльные пузыри. И они беззвучно лопались, оставляя ощущение грустных метафор...
Трагично-романтической выглядела история отношений Айседоры Дункан и Сергея Есенина в спектакле «Мне тесно в имени своем...» по пьесе современного драматурга Т. Иващенко Киевского театра «Сузір’я». На любви конкретных исторических личностей выводилась общая формула отношений мужчины и женщины.
Работы двух московских театров были посвящены теме Второй мировой войны. Спектакли «Пел соловей, сирень цвела...» А. Селина Нового драматического театра и «Не покидай меня...» А. Дударева Драматического театра на Перовской можно было бы объединить фразой: «О тех, кто ушел, не долюбив...» Взгляд драматургов с расстояния времени обостренно пристален: какими они были, наши дедушки и бабушки, для которых первый бой порой становился и последним? Оба спектакля были лишены ложной сентиментальности, в них звенела чистота памяти. Они стали своеобразным художественным символом благодарности потомков за возможность жить, творить, любить.
Парадоксальность драматургии И. Афанасьева, украинца, ныне живущего в США, была интересно отражена в спектакле «GSP» Николаевского украинского театра драмы и музыкальной комедии. Сюжет, разложенный на трех действующих лиц, представлял собой вариации пресловутого любовного треугольника. Разве что в совершенно неимоверных психологических комбинациях.
Примером отношения к драматургии, как к музейному раритету, стал спектакль «Ночь на Ивана Купала» М. Старицкого Нежинского украинского драмтеатра им. М. Коцюбинского — традиционностью манеры актерской игры, атмосферой и верностью традициям.
Известный эстрадный певец Владимир Засухин соединил свое вокальное мастерство с драматической игрой, так получился спектакль «Иноходец», созданный по произведениям Владимира Высоцкого и Марины Влади. Интерпретация песен В. Высоцкого, сделанная певцом, в который раз продемонстрировала их глубину, позволяющую черпать в них вдохновение многим и многим последующим артистам.
В спектакле «ТРОЙКАСЕМЕРКАТУЗ» по пьесе Н. Коляды Кишиневского театра-студии «С улицы Роз» была сделана попытка «вытянуть» наружу мистицизм известной драмы Пушкина «Пиковая дама». Неоднозначная и сложная драматургия Н. Коляды воздвигла спорные «надстройки» над пушкинским сюжетом. В спектакле попытались провести понятные параллели с проблемами наших дней и убедить в бессмертии единственной в мире власти — власти денег...
Любимым фильмом нескольких поколений была американская кинолента Б. Вайлдера «В джазе только девушки». Беспроигрышный вариант перенесения на сцену увлекательного, с каскадом комических ситуаций сюжета, изобрели в Донецком украинском музыкальном драмтеатре в спектакле с таким же названием. Получился масштабный мюзикл с живым оркестром, внушительными вокальной и балетной группами. Способ сценического существования отличается от кинематографического, и в спектакле зрителю приходилось мириться со значительной долей условности и «не верить глазам своим», принимая незадачливых музыкантов Джерри (М. Кришталь) и Джо (А. Романий) за милых представительниц женского пола. Актеры действуют в заданном жанре мюзикла, психологизм отношений здесь и не предполагался. Была поставлена задача грандиозного шоу с ярким сценическим оформлением, на сцене есть даже действующий лифт с изобретательными световыми и пиротехническими эффектами, полноценным музыкальным сопровождением. Эта задача Донецким театром и была выполнена. Спектакль «В джазе только девушки» стал красивой финальной точкой фестиваля.