Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В гости к поэту

В Бортятине открыт Музей-усадьба Богдана-Игоря Антоныча
26 октября, 1996 - 19:32
ПОЭТ БОГДАН-ИГОРЬ АНТОНЫЧ

В прошлое воскресенье в селе Бортятин Мостисского района на Львовщине прошли мероприятия, посвященные столетию со дня рождения поэта: панихида на могиле его родителей Ольги и Василия Антонычей, разрезание символической ленты, освящение и смотрины музея, погашение художественного маркированного конверта с изображением поэта, концертная программа и открытие туристического маршрута, который будет начинаться от дома Антонычей. Была развернута и книжная экспозиция из сборников Богдана-Игоря, которые можно было приобрести. Среди них, в частности, издания львовского «Каменяра»: «Пісні, які любив Антонич» и двуязычное украинско-русское «Вибрані поезії. Избранные стихи». А еще — «Невгасима зірка Б.-І. Антонича» профессора В. Василенко и переиздание книжки В. Чавса «У вирі життя: Мостищина і Судововишенщина», которое увидело свет в районной типографии по инициативе и на средства председателя Мостисского районного совета Антона Вербаускаса.

К участию в открытии организаторы пригласили всех, кто приобщился к восстановлению музея-усадьбы. Прежде всего — почетного председателя оргкомитета по подготовке к столетию Антоныча поэта Романа Лубкивского; художника, автора цикла картин, посвященных Богдану-Игорю, — Евгения Безниско; распорядителя переиздания поэтического сборника Антоныча «Три перстені» Даниила Ильницкого; политиков, писателей, директоров издательств, а также гостей из польского Перемышля. Почтить память Антоныча пришло много взрослых и маленьких бортятинцев.

К сожалению, не приехал на торжества львовский поэт Игорь Калинец, который считает Антоныча своим учителем. И именно он, кстати, разыскал на Яновском кладбище во Львове могилу Богдана-Игоря.

— Для меня открытие этого музея — это 20 лет приближения к мечте поэта и общественного деятеля, — рассказал «Дню» Роман ЛУБКИВСКИЙ. — Как поэт, я, конечно, жил Антонычем, пытался популяризировать его произведения, привлекать переводчиков, в частности, — на чешский и белорусский языки. А как общественный деятель, я считал, что после тех музеев, которые есть на Львовщине, а у нас есть Музей-усадьба Ивана Франко в Нагуевичах, Маркияна Шашкевича — в Подлесье, просветителей отца и сына Устиновичей — в селе Волков, Осипа Маковея — в Яворове, Музей Антоныча должен быть! Здесь, в селе Бортятин, где жили и похоронены родители Антоныча, для этого давно были все условия. Есть и экспонаты: книги, копии рукописей, афиши о вечерах, а главное — желание создать этот музей. Процесс создания музея проходил очень сложно, потому что в рыночных условиях ничего нельзя делать без тендера, без согласования. Нет и такого понятия, как толока, коллективное строительство. Также дало о себе знать непонятное отношение целого ряда чиновников. Мы едва пробили, различными путями, через Павлычко и Драча, чтобы был подписан Указ Президента о столетии Антоныча. Соответственно, правительство уже не могло предусмотреть финансирования. Более того, постановление правительства пришло значительно позже. В результате на Спаса, 18 августа, местная власть только сумела перекрыть крышу, навести общий порядок, и только после этого, когда нам еще помог Василий Куйбида, стало понятно, что работа пойдет. К превеликому сожалению, действия по подготовке к столетию Антоныча не были скоординированы: не нашлось в Киеве структуры, которая могла бы вести четкую координацию на нескольких уровнях — государства, зарубежья и местном. Хотя как раз на местном уровне достойные силы для почтения памяти Антоныча нашлись.

Я считаю, что в столице Украины должен состояться большой творческий вечер и выставка, потому что Антоныч — не просто какой-то там поэт — языческий или какой-то другой, каким его хотят видеть. Это гений уровня Тычины, Рыльского, Маланюка и Бажана. И еще. Антоныч депортирован из Лемковщины. Депортация лемков — это уничтожение целого пласта культуры. Антоныч вырос из этого пласта и стал общеукраинским. Он стремился быть европейским писателем.

Пока что музей — это четыре комнаты, в которых демонстрируется выставка. Вокруг него более-менее приведен в порядок двор, с колодцем, копной сена под навесом и ограждением. «Работы будут продолжаться и в следующем году, — обещает председатель Львовского облсовета Мирослав Сеник. — Проект ландшафтных работ уже сделан, осталось его профинансировать». А министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун выразил надежду, что после открытия Музея-усадьбы Антоныча село Бортятин станет известным всему миру, потому что Богдан-Игорь смог за неполных 28 лет сделать то, что не удается иногда сделать человеку за целую жизнь.

В Бортятине сделано большое дело, и впереди не менее тяжелая и кропотливая работа — и в самом музее, и около него. В первую очередь нужно заасфальтировать дорогу к родовому имению Антонычей, потому что на той, которая есть (сельской и разбитой), уже сейчас застревают автомобили, что и произошло во время торжественного открытия. Впереди — и большая просветительская работа. Потому что все высокие гости праздника охотно цитировали Антоныча, но не односельчане. Ни один — ни старый, ни малый — так и не смог по просьбе журналиста «Дня» вспомнить хотя бы строчку...

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Бортятин — Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ