На экраны вышла новая комедия. Вы не подумайте, что это просто так комедия, какая- нибудь комедия. Нет, это комедия со Стивом Мартином, вот! Да еще и называется «Розовая пантера». Для слишком искушенной публики этого было бы уже достаточно, на этом уже можно было бы и рецензию закончить. Но мы живем во времена массовой, всеобъемлющей культуры, и поэтому, конечно, для наших дорогих читателей и зрителей более пространные объяснения просто необходимы.
Итак, «Розовая пантера». История ее извилиста и длинна, занимает не одно десятилетие, тянется не через одну судьбу. Первый фильм с таким названием вышел аж в 1963 году. С тех пор поток становился все более мощным, пополняясь ежегодно: продолжения, римейки, сиквелы, приквелы, мультфильмы, телесериалы. И везде, всегда — прекрасная музыка Марио Манчини и анимационная заставка с гибкой, неуловимой розовой кошкой.
Собственно, Розовая пантера — это огромный брильянт, который всегда кто-то ворует. А искать его каждый раз поручают... да, тому самому. Герою всех «пантер», инспектору Клузо. Глупейшему из самых глупых. Тупейшему из самых тупых.
Собственно, Клузо — это такое абсолютно карикатурное воплощение французского полицейского. Он настолько неловок и несуразен, что попадает в смешные ситуации на ровном месте, создает большие проблемы из маленьких, и, в то же время, побеждает там, где сдаются самые сообразительные.
Собственно, играть Клузо самой природой было предназначено Стиву Мартину, который, вне всяких сомнений, создан для таких ролей. То есть в современном Голливуде только он берется валять дурака в течение всех 90 или даже 100 минут экранного времени. Конечно, то же самое делает он и в «Розовой пантере», причем, мало того, что играет, а еще и, вместе с Леном Блюмом, выступает соавтором сценария.
Свое специфическое чувство юмора режиссер Шоун Леви вместе с Мартином демонстрируют непрестанно, неутомимо, не давая зрителю расслабиться ни на миг. Леви имеет в этом немалый опыт — потому что значительную часть своей карьеры проработал на телевидении. Большинство персонажей — это и есть такие же карикатурные французы, как Клюзо-Мартин, которые не произносят нормально «р». Это, по-видимому, кажется авторам фильма невероятно смешным, поскольку так и звучит от первой до последней минуты. Конечно, находится место и другим комичным эффектам в этом милом голливудском стиле — громкому выпусканию газов, ударам в лицо, падениям с грохотом, разного рода случайным увечьям, столкновениям. Умеренное участие в этом зрелище принимают также не самые плохие актеры — Жан Рено (жандарм Жильберт Понтон, напарник Клюзо), Эмили Мортимер (Николь). Но Стив Мартин превосходит всех.
И продолжаются все эти поединки по обе стороны океана (потому что Клюзо в его трудных поисках заносит вплоть до Нью-Йорка), как вдруг... Случается то, что исправить невозможно: Клюзо становится умным. И это роковая ошибка режиссера.
Потому что, насколько можно понять, именно благодаря своей нескладности и феноменальной глупости Клюзо распутывает самые сложные дела. И тут нам предлагают поверить, что пожилой болван превратился в Шерлока Холмса. Который все видит, знает и понимает. А весь предшествующий идиотизм был эдакой маской. Если так, то слишком хорошо она была надета. И зрители могут почувствовать себя обманутыми...
Впрочем, с этим фильмом все и так понятно. Вопрос, скорее, в другом: почему такое кино пользуется постоянным спросом, собирает каждый раз множество публики? Возможно, безвкусица и солдафонское зубоскальство еще многие считают смешным. А может, людям нравится, когда кто-то другой вместо них оказывается в дураках. А кому-то, вероятно, хочется на часок-другой дать отдохнуть мозгам. Кто знает. В лабиринтах разума существует довольно много странных созданий...