Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В путешествие за синей птицей

16 февраля, 2000 - 00:00

В Полтавском музыкально- драматическом театре имени Гоголя состоялась премьера «Синей птицы» по М.Метерлинку — «рождественской феерии для детей и взрослых», как написано в программке.

От проходного, часто обязательно-обременительного для театров детского спектакля эту постановку выгодно отличает ряд существенных особенностей.

Прежде всего, она — едва ли не первое воплощение знаменитой метерлинской притчи на украинской профессиональной сцене. Даже странно, почему до сих пор никто не осмеливался прикоснуться к легкой и прозрачной материи этой философской сказки с добрым концом и целой галереей разнообразнейших персонажей — фей, призраков, душ окружающих предметов, деревьев, животных... Видимо, пьеса ждала молодых и азартных первопроходцев.

Каковые, в конце концов, нашлись — в лице режиссера и сценографа, дипломника КГИТИ им. Карпенко-Карого Руслана Проценко («Синяя птица» — его дебют на большой сцене), художницы по костюмам Марии Орловой, тоже дебютантки, и балетмейстера Светланы Мельник. Сочиненная ими сценическая версия чрезвычайно лаконична в выразительных средствах: ее главные козыри — динамичность пластического рисунка (своего рода живая графика в пустом пространстве сцены), яркость и изобразительность в костюмах, «космическая» приподнятость в музыкальном оформлении. И, главное — точность мысли.

Еще один немаловажный штрих: здесь, вместе со взрослыми актерами, играют дети, что придает спектаклю особенную мягкость, еще более приближает действие на сцене к таким же детям, сидящим в зрительном зале.

«Полтавский театр отличается тем, что в последнее время пытается уходить от общего шаблона, — говорит Руслан Проценко. — Здесь, например, в довольно нестандартной интерпретации идет «Ой, не ходи, Грицю» харьковского режиссера Л.Садовского, в его же постановке готовится «Версальский экспромт» по «Жоржу Дандену» Мольера... Но все равно, есть проблемы — типичные для театра на периферии, где актеры истосковались по серьезной работе, по нормальному репертуару, по игре. Это вообще ключевое понятие. Из театра часто уходит главное — игровое начало, а здесь нужно было не жить, а именно играть на сцене. И то, что актеры пытаются понять эту игру, войти в нее, а зрители тоже включаются, принимая ее правила, — наверное, главное, что действительно получилось. В конце концов, трудный и долгий путь в поисках Синей птицы, в поисках гармонии с миром и с самим собой — это и есть вся человеческая жизнь».

Что ж, авторами спектакля и его зрителями сделан первый и очень важный шаг на этом пути.

Клавдия РАМЕНСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ