Участие в акции принимают 11 крупнейших запорожских промпредприятий (среди них «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», «Мотор Сич» и др.), региональное отделение Приднепровской железной дороги и два местных вуза. Они по очереди проведут у себя митинги-реквиемы, почтят погибших при обороне города минутой молчания и заполнят памятный альбом, который на завершающем этапе эстафеты передадут на хранение в областной краеведческий музей.
Это событие невольно напомнило прошлогодние высказывания российского премьера Владимира Путина о том, что Великая Отечественная война главным образом выиграна усилиями России и что без Украины Советский Союз мог тогда вполне обойтись. С таким утверждением Путина не согласилось большинство украинских историков. И запорожские события семидесятилетней давности наглядно подтверждают их правоту.
Возьмем хотя бы упомянутый Путиным индустриальный ресурс. Так вот, по данным официальной советской статистики, на долю УССР в 1940 г. приходилось 49% общесоюзного производства стали, 64,7% чугуна, 67,5% металлургического оборудования и почти 75% всей сельскохозяйственной продукции. Один только комбинат «Запорожсталь» обеспечивал до 70% изготавливаемого в стране автомобильного стального листа, считавшегося дефицитной продукцией.
Металл, как известно, является стратегическим сырьем для любого военно-промышленного комплекса. И если бы оборудование запорожских, донецких и днепропетровских метзаводов было уничтожено, а не вывезено в тыл, советский ВПК мог оказаться в очень трудном положении, лишившись мощной сырьевой базы. И именно поэтому решение о перемещении на восток крупнейших предприятий Украины (только с территории Запорожья в 1941 г. эвакуировали 22 завода союзного значения) принималось на высшем партийно-государственном уровне, а его реализацией руководил лично председатель украинского совнаркома Леонид Корниец. Оборудование запорожских заводов было перебазировано в Новокузнецк и Магнитогорск, значительно усилив потенциал тамошних металлургических комбинатов.
Кроме того, являясь крупнейшим индустриальным центром СССР, наша страна обладала и серьезным кадровым потенциалом, в котором тоже очень нуждалось государство. Обеспечить тыловую промышленность России необходимым количеством квалифицированных сталеваров, прокатчиков, машиностроителей и авиаконструкторов вряд ли смогла любая из союзных республик, кроме Украины. В Омске, например, запорожские моторостроители в кратчайшие сроки восстановили эвакуированное из УССР уникальное предприятие, производящее авиадвигатели для истребителей (напомним, что советская военная авиация была практически уничтожена в первые дни войны). В российском Каменске-Уральском был открыт новый алюминиевый завод, сотрудниками которого почти поголовно — выходцы из Запорожья. А отправленные в Сибирь запорожские электрометаллурги обеспечивали военпром сверхпрочными сталями для бронетехники.
Причем наши технические специалисты были востребованы российской промышленностью и в довоенное время. Знаменитым Кузнецким меткомбинатом, удостоенным многочисленных наград за трудовые достижения в годы войны, с 1939 г. руководил украинец Роман Белан — выпускник Киевского политехнического института, шесть лет проработавший на «Запорожстали».
Таким образом, реальный вклад украинского народа в обеспечение победы СССР над гитлеровской Германией можно считать просто неоценимым. И если российский премьер предпочел забыть некоторые факты нашей совместной истории, украинцы не должны забывать о них никогда.