Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Запорожье заработал автомобильный ретромузей

14 декабря, 2011 - 21:21
«ЗАПОРОЖЕЦ» И «ЖУК» / ФОТО ВЛАДИМИРА ШЕРЕМЕТА

Туристическоsе Запорожье в основном привлекает гостей Хортицей, Днепрогэсом, а еще самым длинным в Европе центральным проспектом Ленина и несколькими панорамами клубов дыма, которые вздымаются над здешними гигантами индустрии. Знатоки же не обойдут вниманием частный Музей оружия — во-первых, потому что уникальный, а во-вторых, потому что расположен на самом проспекте.

На днях общественная организация Автомотоклуб «Фаэтон» открыла и свой музей. Он тоже уникальный, хотя на проспекте Ленина для него помещения не найти, а лишь в промзоне, где рядом уже не дымит остановленный алюминиевый комбинат, и еще изрядно дымит «Укрграфит». Однако проблемы «неорганизованного» транспортного сообщения с музеем, а точнее переоборудованного под него складского помещения одной из запорожских фирм, с лихвой компенсируются увиденным. Ведь где еще найдешь в Украине музей, в котором около тридцати единиц ретроавтомобилей, преимущественно времен Второй мировой войны. Несмотря на то, что концептуально «Фаэтон» пытается восстанавливать старую военную технику советского производства, здесь наряду с «ГАЗом» 1935 г. выпуска есть и «Опель-супер 6» 1937-го, а еще «джип» и несколько «доджей»-вездеходов «31/4». Есть и прообраз легендарного «студебеккера» — автомобиль компании GMC. Последняя продала лицензию «студебеккеру» после Пирл Харлбор в 1941 году, потому что не справлялась с заказами, которые в один день выросли в восемь раз. Другое дело, что у покупателя был более непритязательный относительно бензина двигатель. Что в условиях фронта играло решающую роль, потому GMC продала армии 6,5 тысяч автомобилей, а «студебеккер» — 140 тысяч. Часть их по «ленд-лизу» попала и в СССР.

Поинтересовался у фактического заведующего музеем Вячеслава Зайцева о некоторых советских «полуторках» — вот они, с прожекторной установкой, а вот на их базе «катюша» и тому подобное. И оказалось, что никакие это не «полуторки», а совсем другая модель — тритоны (то есть вдвое более мощные) «ЗИСы».

Среди машин 1950—1960 годов «королем» выглядет ЗИМ горьковского завода, хотя беленькая «куколка» — фольксвагеновский «жук», и настоящие стиляги «шевроле» тоже выглядят прекрасно.

Еще одной частью экспозиции являются несколько десятков мотоциклов и мотороллеров. Первые тоже с военным уклоном — вооруженные, как говорится, до зубов. Кстати, вся музейная техника, а это около 60 единиц — в отличном состоянии и на ходу (кроме трех мотоциклов). По большим городским праздникам «фаэтоновцы» проводят традиционный пробег по улицам Запорожья. А еще на площадях города организовывали импровизированный музей под открытым небом, необходимость в котором ныне пропала.

Детей и взрослых в ретромузее заинтересует коллекция игрушечных автомобилей и военной техники. Всех, как говорится, времен и народов. А вот номерные знаки фактически полного собрания американских штатов, которые сами по себе выглядят как произведения искусства, могут заинтересовать уже и женщин.

Во дворе рядом с музеем — несколько единиц техники, которая еще требует рук настоящих энтузиастов и мастеров, объединившихся в «Фаэтоне». Здесь же три пушки времен войны, 37-миллиметровая зенитка и полковой миномет. Как рассказал В. Зайцев, сегодня в работе по приведению в надлежащее состояние в клубе находится до 60 автомобилей. Ведь девиз «Фаэтона» — максимальное соответствие оригиналу и рабочее состояние автомобиля. Только такую технику вывозят на суд публики.

Леонид СОСНИЦКИЙ, Запорожье
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ