Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Валентин МЫСЛИВЫЙ: «Настоящие каскадеры шрамами не хвастаются»

24 июля, 2001 - 00:00


Договариваясь по телефону о встрече, я представляла себе своего героя этакой грудой мышц, простым как редька и нехитрым как грабли — чего еще можно ждать от трюкача? А он оказался высоким, элегантным, с романтическими золотисто-волнистыми волосами. А наденет очки — так и вовсе физик и лирик в одном лице. Несколько дней назад он вернулся из Польши, где проходил XXV Международный рыцарский турнир. Наша конная команда завоевала третье место, пешая — принимала участие в показательных выступлениях. Несмотря на летнюю жару, Мысливому отдыхать некогда, так как на киностудии им. А.Довженко режиссер Николай Мащенко снимает исторический фильм «Богдан Хмельницкий», в котором много батальных сцен и поединков, где он активно задействован вместе со своими коллегами. Т.е. впереди работы непочатый край для каскадеров. Сегодня Валентин сам делает оружие для главных героев ленты. Во время нашего разговора выяснилось, что после школы он со знаком отличия закончил ПТУ, получил специальность слесаря-монтера, затем окончил архитектурный техникум, факультет градостроения Киевского инженерно-строительного института. Неплохо рисует, увлекается художественной фотографией, резьбой по дереву.

— Валентин Михайлович, расскажите, как у вас хватило духу сделать такой крутой зигзаг в своей жизни и стать каскадером?

— Это случилось после представления чешских гастролеров «Мушкетеры и бандиты». Я пошел с друзьями в Зеленый театр, ожидая от представления чего-либо фееричного, а оказалось — сплошное фехтование. Начал размышлять, как это сделал бы я? Ну, во-первых, выстроил бы сюжетную линию. Затем — ввел бы юмористические номера, прекрасных дам, песни тех времен (это были, в основном, баллады). Я вообще большой фантазер. Когда работал архитектором на Станкозаводе — такой детский садик им построил, что туда все делегации возили — с крепостями, сказочными персонажами, бассейном. А когда подрабатывал фотографией (семью же кормить нужно было, интеллигенция у нас всегда зарабатывала — сами знаете, как) — такие кадры выискивал...

Короче говоря, думал я, думал о представлении и додумался до того, что начал с друзьями фехтовать палками на пустыре за домом. У меня была спортивная подготовка, еще в ПТУ серьезно занимался борьбой, самбо, фехтованием.

Жена только масла в огонь подливала: «24-летний дядя, а ведешь себя, как мальчишка». Но, наверное, много мужчин, которые, даже став взрослыми, остаются в душе мальчишками, потому и к нам присоединялись все новые и новые люди. Гремели мы, к большой радости окружающих нас пацанов, палками, пока один мой хороший знакомый, связанный с кинематографом, не сказал: не тратьте попусту время на всякую чепуху, начинайте выступать. У тебя же профессиональный коллектив. И начали мы продумывать сюжет представления.

— Чтобы фехтовать в нем палками?

— Не только. Фехтовать можно любым видом холодного оружия — мечами, саблями, топорами... Теми же копьями.

— Страсти какие — биться на топорах. Так ведь и жизнь можно потерять!

— Да, можно, если размахивать топором, не думая, как ты это делаешь. Вот вы сказали, что я променял элитную профессию на трюкачество, а каскадеры — это ведь настоящие мужчины. Сильные, ловкие, выносливые, с холодной головой. Когда мы объявили набор в группу исторического фехтования — знаете, как тщательно мы отбирали спортсменов? К примеру, ветеранов-афганцев категорически не брали, хотя по физическими данным они нас устраивали куда уж лучше. Но — быстро «заводятся», нервы никуда не годятся.

Группу мы набрали, а с помещением для тренировок заминка вышла. Едем к спортсменам, а они: парни, у вас же театральный коллектив, вам место в клубе. В клубе — тоже заворачивают оглобли: фехтуете шпагами?! Молодые люди, да это же чистейшей воды спорт. Тогда я устроился художником в клубе завода «Красный экскаватор». Понаписываю им на кумаче «Слава КПСС» или «Народ и партия — едины» — и бегом в зал, на тренировки.

— Вы сказали: «историческое фехтование» — что это такое?

— То, что вы видите в кино о событиях различных эпох. Приемы единоборств, виды оружия менялись, а нам нужно было знать оружие и приемы всех эпох и народов. К примеру, у древних римлян: выстраивается когорта (по-современному — отряд), впереди — воины с огромными щитами, прикрывающими товарищей от стрел, копий и дротиков. В нужный момент щиты раздвигаются, и из-за них выскакивают воины с мечами. Мечи тогда были не очень крепкие, махнут несколько раз — могут и погнуться. И тогда эти воины опять прятались за щиты, выравнивали о колено мечи, а вместо них вперед выходили свежие силы. С копьями, например. Кстати, какое чудесное оружие — копье: и нести его легко, и летит далеко. Чем еще убивали друг друга в те времена? Дротиками, пращами...

— И вы всем этим владеете?

— Я владею всеми видами холодного оружия, снимаюсь в фильмах, участвую в рыцарских турнирах. Даже сам их организовываю — в Киеве, Каменце- Подольском, Ялте.

— Где же вы всему этому научились?

— К сожалению, учиться нам было не у кого, разве что только по кинофильмам и книгам, которые изредка нам попадались. Я мог выложить за такую литературу все до последней копейки. Исторический музей ничем помочь не мог, в библиотеке — какие-то крохи. Очень помогали старинные вазы с рисунками. На греческих, к примеру, встречались интересные изображения сцен с фехтованием палками.

— А где же вы брали оружие, костюмы?

— Костюмы шили сами, оружие иногда покупали, но чаще всего я сам его ковал.

— Так вы и это умеете? И где же ваша кузница?

— Да какая там кузница! Работаю дома, на балконе — как-никак, я слесарь пятого разряда. И латы у меня свои, и кольчуга.

— Вы вспомнили о рыцарских турнирах...

— О, это удивительная забава! Рыцарские турниры устраивались в Европе еще в IХ веке, центром их была Франция. А этот самый, так называемый классический турнир «изобрел» рыцарь Годфруа де Прейи. Подобные состязания собирали огромное число рыцарей и зрителей и были явлением чрезвычайной важности для средневекового общества: не располагая средствами массовой информации, о новостях оно, большей частью, узнавало на тех же турнирах. Стать победителем на турнире было очень почетно и выгодно: победитель не только получал призы от правителей, но и становился владельцем коня, оружия побежденного, мог потребовать за него выкуп. Известно, что товарищ по оружию короля Англии Генриха III Уильям Марипаль очень разбогател после побед в течение девяти месяцев над ста тремя противниками...

Рыцарские турниры — это моя страсть. Кстати, знаете ли вы происхождение слова «турнир»? Вначале турниры были массовыми соревнованиями, в невероятной тесноте, давке и суматохе нужно было изо всех сил вертеться и изворачиваться. Именно от частых поворотов коней во время борьбы (от лат. tornare — букв. крутить, вертеть) и происходит название этого вооруженно- развлекательного мероприятия.

Поначалу по причине этой давки, страшной толкотни и применения боевого (острого) оружия во время рыцарских состязаний было много жертв. Поэтому в 1130 году Папа Римский Иннокентий II запретил «эти ужасные риcталища». Погибшим на турнирах даже отказывали в церковных похоронах, а Папа Римский Николай II даже подвергал анафеме участников турнира. И только смерть французского короля Генриха II, погибшего на арене в 1559 году от ранения острием копья сквозь прорез шлема, ускорила прекращение жестоких игрищ. А прекратились окончательно они с исчезновением самого рыцарского сословия.

Автор идеи возрождения рыцарских турниров — поляк Зигмунт Квятковский, директор замка-музея в польском городке Голуб-Добжинь, историк по образованию. Он составил собственные правила турнира с учетом сегодняшних правил техники безопасности — когда отвага, риск, сила и мастерство не должны выливаться в устрашающие кровавые зрелища. Такие соревнования проходят не только в Польше, но и в Словакии, Италии, Франции, Швеции. А нынче — уже и у нас. Кстати, наша команда была чемпионом Европы.

— Кто-то субсидирует ваши поездки?

— Мы сами выкручиваемся. Соберем, к примеру, в автобус «челноков» — и за их счет у нас есть деньги на бензин. А после турнира — традиционные пиры. Угощение — национальное, без всяких там деликатесов: чехи выставляют пиво и сырки, французы — вино и приправы, поляки — свинину на вертеле, а мы — каскадерский шпон — водку с пивом и салом.

— Ну, знаете... Так ведь можно напиться, как пробка...

— Все зависит от того, когда поставишь точку.

— Рыцарские турниры не являются традицией нашего народа. А каким оружием владели наши пращуры?

— Запорожские казаки — воины- профессионалы, однако своего оружия почти не имели. Выплавляли небольшие пушки для чаек, ковали сабли. А в основном добывали оружие в боях. У них также в большом почете были булавы и перначи (разновидность булавы, но только не круглая, а ребристая — такие ребра основательно пробивали шлемы), обушки, боевые цепи...

— Валентин, расскажите о ваших съемках в кино.

— Я снимался более чем в двадцати кино- и телефильмах — как отечественных, так и зарубежных, а если припомнить эпизоды, то цифра увеличится до 50. Запомнились работы в фильмах «Янки при дворе короля Артура», «Сердца четырех», «Похищение колдуна», «Американский полицейский». Четыре года пришлись на долю английского сериала «Королевский стрелок Шарп Ральф». А это, между прочим, почти две тысячи серий. А первой моей лентой был «Кармелюк» Григория Кохана. Мы там играли и солдатов, преследующих бандитов, и бандитов, удирающих от солдатов. Съемки — дело кропотливое и немного суетное: бесконечные дубли, иногда вызывающие всякие накладки. Помню, как я вонзил топор в спину убегающего врага. Дубль, второй, третий... Так и рабочий день прошел. А на следующее утро я уже был тем, кому в спину воткнули топор, а когда фильм смонтировали, оказалось, что я сам себе воткнул его в спину.

— Объясните, пожалуйста, как можно играючи вгонять топор в чье- то тело?

— Для этого изготовляют так называемые входящие мечи, топоры, сабли: в спину входит только часть лезвия, остальное прячется в рукоятку при помощи специальной пружины. А если нужно вынуть оружие из «убитого», спускается предохранитель, и пружина выталкивает все лезвие — зритель этих манипуляций не замечает.

— Однако часть оружия все-таки входит в тело...

— Так спина же защищена пенопластом и металлом с резиновой прокладкой. В трюках все рассчитано. И когда актер, умирая в фильме, испускает изо рта ужасные кровавые сгустки — знайте, что это малиновое варенье. А если стрела должна попасть в глаз, то на глаз наклеивают муляж со стрелой, а будущая жертва стоит спиной к зрителю. Крупным планом — стрела в полете. Затем камеру переводят на жертву: она резко возвращается к зрителям, и создается впечатление, что якобы стрела попала в цель — в глаз.

— А как еще кинематографисты вводят в заблуждение зрителей?

— Ну, всего я не буду вам рассказывать. Тайн много. Вот, к примеру, прыжки с высоты. При высоте пять метров каскадер падает с так называемой индивидуальной защитой, предохраняющей его тело. Если же высота большая, следует подготовить защиту для приземления. Как правило, это мягкие коробки из-под обуви, переложенные поролоновыми слоями, — этакий пирог, число слоев в котором зависит от высоты прыжка. И приземляться нужно разумно, делая отбивку руками, — зритель ее не видит. В общем, если каскадер хвастается своими шрамами и увечьями — знайте, что перед вами непрофессионал.

— Тем не менее травмы все же случаются...

— Да и у меня они были. Однажды я очутился между молодой кобылой и жеребцом. Кобыла, заигралась, хотела ударить копытом своего кавалера, а попала мне в ногу. Иногда во время боя ломается оружие, и тебя может треснуть обломком. Но я должен как специалист тысячу раз все просчитать, все проверить, все предусмотреть. И тогда никто не ткнет меня ножом по- настоящему, камере не придется хитрить, чтобы мои действия казались правдоподобными. А тщательно подготовившись к трюку, я работаю легко и убедительно.

Ирина РОМОДАНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ