Картина является первым опытом в игровом кино для режиссера и оператора Валентина Васяновича. Валентин известен как документалист. Его короткометражные работы «На згадку», «Старі люди», «Лінія», «Проти сонця» получили высокую оценку на международных кинофестивалях. В частности, «Проти сонця» был отмечен призом жюри на наиболее престижном форуме короткого метра в Клермон-Ферране. Картину, о которой пойдет речь, сам автор характеризует как трагикомедию с элементами абсурда. Это история из жизни интеллигентного человека с творческими амбициями в современном Киеве. В ролях — известные отечественные актеры Тарас Денисенко, Виталий Линецкий, Леся Самаева. Чтобы узнать о фильме более подробно, мы встретились с Валентином Васяновичем прямо на съемочной площадке.
— Вы автор идеи картины или же она принадлежит продюсерам?
— Это моя идея, она родилась лет пять-шесть назад и потом существовала в виде короткометражного фильма. Когда я пришел в школу Анджея Вайды в позапрошлом году, я взял эту идею и развил ее дальше.
— На какой стадии вы сейчас находитесь? Когда мы сможем увидеть вашу работу на экранах?
— На данный момент мы отсняли уже 75% фильма, полностью закончить работу надеемся к концу этого года. По поводу дистрибуции говорить еще рано, более ясная картина будет не раньше, чем через месяц, мы еще не определились, с кем будем сотрудничать. Что касается проката — для начала надеемся хотя бы на минимальный прокат в кинотеатрах (это зависит, опять же, от того, как и с кем сумеем договориться), впоследствии будем работать уже с телевизионными каналами.
— Сложно ли работать в новом для вас жанре?
— Думал, что будет сложнее. Но поскольку мы снимаем не на государственной студии, происходит все довольно легко, без каких-либо осложнений.
— Много ли нового вы для себя открыли в процессе работы?
— Все новое: я ведь не имел до этого опыта в игровом кино, но поскольку мы очень хорошо подготовились, трудностей у нас практически нет.
— Вас что-то удивило, когда вы начали углубляться в особенности игрового кино?
— Очень многое. Я приехал сюда с уверенностью, что, дважды закончив наш театральный, всех научу снимать кино, ведь по образованию я — и оператор, и режиссер. Но когда столкнулся с этим на практике, понял, что я на самом деле имею слабое представление о режиссуре. То есть, имея даже хорошие теоретические знания, необходимо как можно больше практики на съемочной площадке, чтобы закрепилось понимание режиссерского мастерства.
— А из каких критериев вы исходили, подбирая актеров для фильма? Были какие-нибудь особые требования?
— Вначале был совершенно случайно найден Тарас Денисенко, а под него уже подбирались остальные герои — жена, ребенок, друг и т. д. Для меня главным являлась не известность и опытность кандидата, а близость образа для актера, умение исполнителя вжиться в него. В этом плане с Тарасом повезло — для него важнее карьеры и денег именно творческий аспект. Он очень быстро перевоплощается, весь отдается съемкам. С ним интересно и легко работать. Мы полтора года трудились вместе с ним над этим проектом и можно сказать, что я прошел еще один курс обучения.
— Что же у Денисенко общего с главным героем?
— По отношению к жизни Тарас на главного героя очень похож. В то же время он достаточно принципиален — не будет сниматься в неудачном, по его мнению, проекте. Эрудированность, профессионализм, принципиальность и мироощущение, совпадающее с мироощущением главного героя, — качества, которые делают Тараса подходящим для роли.
— А как в целом проходил отбор актеров?
— Я думал, что вообще беда будет, потому что когда начал брать людей из театра и примерять их к Тарасу — это была сплошная пародия! Люди кричали, топали, хлопали, произносили высокопарные фразы. Но потом нашлись подходящие люди — тот же Виталий Линецкий, Леся Самаева, Семен Фурман. Эпизодников подбирали в течение месяца, пришлось перебрать очень много народа.
— На какую аудиторию рассчитан фильм?
— Я старался, чтобы эта история была понятна всем, умышленно ее не запутывал. Фильм не рассчитан на какую-то определенную возрастную категорию. Я думаю, 20, 30, 40 лет — подходящий возраст, если человек может ощутить, что это — в чем-то его история, что когда-то его тоже затрагивали подобные проблемы.
— Можно ли сказать, что этот конфликт построен на понятии кризиса среднего возраста?
— В принципе да. Я подыскивал героя под свой возраст — 35—36, но поскольку такого актера не нашлось, пришлось его немного «состарить». В состоянии кризиса человек часто бывает готов кардинально поменять свою жизнь, реализовать то, что не удалось реализовать ранее, что наш главный герой и делает.
— Немаловажный вопрос: на каком языке будут говорить актеры?
— На украинском, конечно. Я горжусь и считаю изюминкой нашего фильма то, что Семен Александрович Фурман, актер из Санкт-Петербурга, в нашем фильме говорит на украинском языке.
— Вы были успешным документалистом, завоевывали призы на престижнейших фестивалях — в том же Клермон-Ферране. Почему вдруг решили податься в игровое кино? Ведь очень часто хорошие документалисты «пропадают» таким образом. Не боитесь и вы пропасть?
— Нет, не боюсь, пока все идет хорошо. Повторюсь, что тайна золотого ключика — в подготовке. А у нас весь фильм расписан и доведен до состояния рекламного ролика. Локация, художники, техника — все самое лучшее. Грубо говоря, мы снимаем 30 продуманных, качественных рекламных роликов. Так что бояться нечего.
— А будете еще заниматься документалистикой?
— Конечно. Я документалок поснимал, немного надоело, сниму игровое кино, потом опять возьмусь за документальные фильмы. А там, гляди, решу что-нибудь театральное замутить.
— На какой результат вы рассчитываете в итоге? Развлечь зрителя, рассмешить, заставить задуматься или даже загрустить?
— По жанру вся наша история — трагикомедия с элементами абсурда; я еще ее называю «смешная драма». Здесь присутствуют и комические, и драматические, и слезоточивые моменты. В поисках себя наш герой падает на дно, теряет все, что у него было, жена с сыном уходят. Наступает момент, когда он представляет свою жизнь наперед — что будет через неделю, через две. Он начинает понимать, что движется не в том направлении и в итоге сходит с ума, попадает в дурдом.
— Чем же все-таки заканчивается фильм?
— Главный герой вернется домой. Он поймет — то, ради чего он хотел самовыразиться, на самом деле не стоит разрушения своей жизни и жизни семьи. Он выходит на следующий уровень, то есть осознает, что любовь — это больше, чем самореализация, нужно просто любить ближнего своего.
— Но будет ли близок такой образ нашему зрителю?
— Да, я думаю, определенному кругу. Особенно тем людям, которые жили при Союзе и у которых не было возможности реализовать свои творческие наклонности, профессиональные стремления, которые чувствовали себя невостребованными. Таких людей, которые только недавно получили то, к чему они стремились долгое время, — достаточно большое количество. Многие, послушав сюжет фильма, говорят: «Да это же про меня кино!». Проблемы, затрагиваемые в картине, действительно очень актуальны и жизненны на сегодняшний день. И это хорошо, когда зритель видит что-то похожее на его собственную жизнь, задумывается об этом. Это значит, что мы достигли того результата, к которому стремились.