В следующем году Валентина Матюшенко завершает обучение в аспирантуре Национальной музыкальной академии имени Чайковского. Но ее самостоятельный артистический путь уже начался. Более того, о ней давно знают за пределами Украины.
Когда студенткой третьего курса Валентина получила премию на конкурсе имени Бюль-Бюля в Баку, это стало лишь первым шагом ее конкурсной эпопеи. В мае прошлого года она решила попробовать себя на конкурсе имени Леонида Собинова в Саратове. Собиновский конкурс — это «конкурс конкурсов», к участию в нем допускаются только те, кто уже получил звание лауреата на других состязаниях. И на этот раз ей улыбнулось счастье — из Саратова Валентина уехала, снова став лауреатом. Юной певице не свойственно чувство самоуспокоенности. Поэтому в октябре она устремилась еще на один Международный форум вокалистов — в Марибор. В этом словенском городе проходил IV Международный конкурс оперных певцов «Ондина Отта». Конкурс назван в честь знаменитой словенской певицы, которой сейчас уже почти 90 лет. Так же, как и в Саратове, мужские и женские голоса оцениваются здесь совместно, и каждое из призовых мест может быть отдано лишь одному человеку. Наша Валентина заняла в этом конкурсе почетное второе место. И вот, несмотря на то, что певица уже столько раз становилась лауреатом, ее все равно влекут новые высоты. Такое здоровое артистическое честолюбие — это прекрасная черта. Но позволить себе столько испытаний могут только точень одаренные и трудолюбивые. К таким, без сомнения, относится и Валентина Матюшенко.
Именно поэтому в марте сего года она устремилась на конкурс в Афины. Да не просто на конкурс, а на большой творческий форум оперных певцов, носящий имя легендарной Марии Каллас. Общеизвестно, что программа этого конкурса является одной из сложнейших: там необходимо исполнять более двадцати арий. И вот теперь Валентина снова чувствует себя победительницей. Так как на этом конкурсе она получила медаль и почетный диплом. Заметим, что среди ограниченного количества дипломантов лишь одному из них торжественно вручается такая медаль. Поэтому Валентина по праву может называться лауреатом, это еще одна ее победа. В связи с этим ее ждут соблазнительные перспективы. Но если вы думаете, что юная певица почила на лаврах, вы ошибаетесь. На сцене столичной «Молодой оперы» певица выступала в партиях Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова и Виолетты в «Травиате» Верди. Теперь она мечтает о партии Лючии, готовит новые концертные программы.
Голос Валентины имеет очень большой рабочий диапазон. Это позволяет ей исполнять разнообразнейший репертуар, не загоняя себя в «прокрустово ложе» расхожих определений типа «колоратурное сопрано», «лирическое сопрано» и т.д. Подобные ограничения — это не более чем привычная для нас условность. В мировой же практике подобного жесткого подразделения высоких женских голосов не существует. Для голоса Валентины характерна выровненность регистров, теплота тембра, очень красивое звучание, лишенное излишней тремоляции или «качания». Она много работает над текстами исполняемой музыки, всегда поет на языке оригинала. Специально занимается немецким языком. А вообще ей приходится петь чуть ли не на семи различных языках. Одним из безусловных авторитетов для Валентины является великая Элизабет Шварцкопф. Причем Валентина настолько сформировалась как личность и как художник, что легко избегает слепого почитания или, тем более, копирования этой прекрасной певицы. Как певица, Шварцкопф максимально отвечает вкусу и вокальной школе Валентины и близка ей по соображениям эстетического порядка, а также — по репертуарным предпочтениям.
Валентина нередко выступала с сольными концертами в России. А первый ее сольный концерт в Киеве состоялся в день рождения — 17 ноября прошлого года в помещении Андреевской церкви. Выступления Валентины Матюшенко в рамках проекта «Музыкальные вечера в Андреевской церкви», похоже, становятся традицией. В мае она показала свою новую блестящую программу, которая наряду с виртуозными оперными ариями включала и жемчужины камерной вокальной лирики. А лишь только начнется следующий сезон, Валентина снова выступит в этом прекрасном храме. В сентябре киевляне услышат еще одну ее новую программу, которая специально готовится к началу концертного сезона и целиком будет состоять из редко исполняемых камерных произведений немецких и французских композиторов. Не секрет, что Валентине иногда приходится слышать вопрос: «А не слишком ли рискованно составлять программу из утонченных и малоизвестных романсов, исполняемых на иностранных языках? Не лучше ли довольствоваться популярными оперными ариями, содержащими эффектные колоратурные пассажи, которые вам даются с такой легкостью?» — «Я твердо решила сломать установившиеся стереотипы!» — уверенно заявляет певица. Она неизменно относится к любой аудитории с полным доверием. На ее концертах можно встретить и лиц высшего дипломатического ранга, и рядовых столичных меломанов. К любой аудитории певица обращается с открытой душой и искренним стремлением поделиться своими открытиями, своим пониманием и «проживанием» музыки. И, нет сомнения, — ее творческая энергия, трудолюбие и одаренность непременно позволят ей совершить этот переворот и стать законодательницей «концертной моды». Да, у Валентины настоящий оперный голос, и обучена она в безупречных традициях европейской вокальной школы. Но, помимо этого, один из ее принципов — постоянная пропаганда лучших образцов камерного вокального репертуара. Этот же принцип всегда был творческим кредо педагога Валентины — профессора Национальной музыкальной академии Украины, заслуженной артистки Украины Галины Станиславовны Сухоруковой. Кстати, в последний день весны Валентина успешно выступила в большом концерте, посвященном юбилею своего педагога.
Уже сейчас репертуар Валентины Матюшенко украшают многие произведения Гуго Вольфа, Рихарда Штрауса и многих других композиторов, чьи имена, мягко говоря, не часто встретишь на столичных афишах. Даже среди песен Шуберта она сумела найти целый ряд незаслуженно забытых шедевров, которые обретают новую жизнь на ее концертах. Среди подобных «изюминок» ее репертуара — и редко звучащий романс Лео Делиба «Хризантема». Ноты этого сочинения были специально привезены из Парижа, и теперь эта миниатюра, вероятно, впервые зазвучит в Киеве.
Певица скромна и не склонна много говорить о своих планах. Она знает одно — и сегодня, и завтра, и всегда она опять и опять будет приходить в класс, привычным движением раскрывать ноты и самозабвенно устремляться в бескрайнее, сладостное и пьянящее Царство Музыки.