29 августа в Венеции стартует один из самых представительных кинофорумов в мире. По своему значению он уступает (и то ненамного) разве что Каннам, стоит вровень с Берлиналле, ну, а все остальные кинопарады остаются далеко позади этой блистательной тройки.
59-й Венецианский кинофестиваль — в немалой степени плод деятельности нового руководства, что ощущается практически во всех его составляющих. Первое, что бросается в глаза — склонность в к контрастам, к столкновению абсолютно разных эстетических систем и кинематографических поколений. С одной стороны, фестиваль пройдет под знаком Антониони. В рамках именной панорамы покажут все его основные фильмы, плюс массу раритетных короткометражек и лент о самом режиссере. еще один мастодонт итальянского кино — Дино Ризи: в конце десятидневного киномарафона ему вручат почетного «Золотого льва» за достижения в искусстве.
Контраст торжественным ретроспекциям — небывало насыщенная и разнообразная программа экспериментального и неигрового кино «Новые территории». По сути, это своего рода фестиваль в фестивале. Каждый блок «территорий» связан единой концепцией: музыка, театр, «мутации», ислам, гомосексуализм и т. д. Особый интерес представляет территория, посвященная двум (точнее, трем) культовым именам — мультипликаторам, братьям Квей и гонконгскому режиссеру Вонгу Карваю. Первые создают изысканную, сложную кукольную анимацию, рассчитанную, в первую очередь, на визуальных гурманов. Ну, а Карвай со своими «Грешными ангелами», «Транссибирским экспрессом» и «Любовным настроением» давно уже стал любимцем кинематографической Европы.
Что касается конкурса, то здесь много громких имен. Так, во «Фриде» мало кому известной Джулии Теймор занят блистательный актерский состав — Сельма Хайек, Альфред Молина, Эшли Джудд, Эдвард Нортон, Антонио Бандерас. Привлечет внимание и новая режиссерская работа известного британского актера Питера Маллена «Сестры Магдалины». Серьезный соискатель «Золотого льва» — «Путь к погибели», второй фильм Сема Мендеса, прославившегося своим дебютом — оскароносной «Американской красавицей». Звезд здесь тоже не занимать — среди исполнителей значатся Пол Ньюмен, Том Хенкс, Джуди Лоу, Дженнифер Джейсон Ли. Еще одно громкое имя — Агнешка Холланд, после долгой паузы выпустившая новую картину «Джулия идет домой». Стоит упомянуть и мастера психологических триллеров Стивена Фрирза с многообещающими «Грязными хорошенькими вещичками». Коллизия конкурса выглядит еще интереснее ввиду участия в нем просто- таки легендарного имени — Такеши Китано. Гениальный японец подоспел с новой работой, и конкурсантам будет крайне трудно с ним состязаться.
Есть в конкурсе и российские картины — «Дом дураков» Андрея Кончаловского и «Медвежий поцелуй» (совместно с Швецией) Сергея Бодрова- старшего. Впрочем, русское присутствие на Венеции-59 — отдельная тема. Такое ощущение, что организаторы задались целью представить российкую кинематографию во всей исторической полноте. Классическим фильмам советской сталинской эпохи выделена вообще отдельная программа: «Серп, молот и фашизм (1932 — 1942)», «Веселые ребята», «Путевка в жизнь», «Пышка», «Окраина», «Новый Гулливер» и «Герои Арктики»... Мало того. В короткометражном конкурсе значится «Клоун» Ирины Ефтеевой. В программе недели кинокритики — «Змей» молодого режиссера Алексея Мурадова. На «Новых территориях» — «Река» Алексея Балабанова. Даже швед Лукас Мудиссон, отметившийся такими хитами как «Вместе» и «Покажи мне любовь», в новой «Лилия навеки» (параллельный конкурс «Вверх по течению») воздал должное русской актерской школе в лице Оксаны Аникишиной и Артема Богучарова.
Смущает то, что Украина, впервые за много лет, также могла бы принять участие в венецианском экранном пиршестве. Ведь фильм Киры Муратовой, украино-российские «Чеховские мотивы», прошел предварительный отбор и был фактически принят в конкурс. Однако позиция российской стороны привела к тому, что одна из лучших картин Киры Георгиевны оказалась в конкурсе Московского фестиваля, где встретила абсолютное непонимание и жюри, и большей части фестивальной публики. Остается лишь сожалеть о вновь упущенных возможностях.
Спешим заверить читателей «Дня», что наша газета вновь, как и в прошлом году, единственной среди украинских печатных СМИ будет подробно информировать о ходе фестиваля.