Эта лента — биографическая драма о бандите Жаке Рене Месрине. Во Франции, США и Канаде 60—70-х власти считали его опаснейшим преступником, а народ почитал за нового Робин Гуда. Лучшего исполнителя на главную роль, чем европейская кинозвезда Венсан Кассель, было не найти, замечают izvestia.ru. Это подтвердил международный кинофестиваль в Токио, где актер победил в номинации «Лучшая мужская роль».
— Ваш герой Жак Месрин любил риск больше, чем деньги. Насколько это близко вам?
— Что касается риска, многие трюки я исполняю сам. Но ведь они выглядят на экране опасными благодаря мастерству оператора и монтажера. По поводу денег... Хорошие гонорары позволяют чувствовать себя свободно. Но вообще-то я стараюсь сниматься не так часто. Не больше одного фильма в год.
— Прошлый год явно был исключением из ваших правил.
— Да. Я сыграл русского бандита Кирилла у Дэвида Кроненберга в фильме «Порок на экспорт», у Жан-Жака Анно был сатиром в «Миллионе лет до нашей эры-2» и снимался в дилогии «Враг государства №1». Кинобиография Жака Месрина — первый в моей жизни фильм, съемки которого длились так долго. Мы начали в мае 2007 г., а закончили в январе 2008-го. Пришлось поездить по миру — Месрин ведь жил не только во Франции, но и в Канаде, Соединенных Штатах, Испании, Великобритании и Алжире. Я нуждался в хорошем отдыхе, когда все закончилось. А режиссер работал над проектом вообще четыре года.
— Означают ли ваши слова, что, попробовав себя в кинорежиссуре в 1997 году, больше не захотите снимать кино?
— Я не хочу, чтобы моя жизнь зависела от съемочной площадки. Мне нравится жить в семье, общаться с друзьями. По окончании съемок «Врага государства №1» мы отлично провели время в Бразилии.
— Почему именно там?
— Туда папарацци не добираются.
— Наверняка, кроме трюков, вы столкнулись и с другими трудностями во время съемок?
— Как вы угадали? Была одна проблема. Мне пришлось поправиться на 20 килограммов. Месрин под конец жизни стал толстяком. Поэтому весь фильм мы снимали наоборот, с конца. В последние съемочные дни я был вновь худеньким и мог сыграть 25-летнего Месрина. Конечно, все происходило под наблюдением врача, но очень уж неприятно было есть жирную пищу.
— Чем вас так заинтересовал гангстер Месрин?
— Во Франции он долгое время воспринимался как Робин Гуд. Его жизнь была окружена мифами, которые он сам же и создавал. Мне было важно, чтобы образ Месрина не выглядел романтичным. Слишком много в его биографии дел, которые не могут вызывать восторга. Но мы снимали не документальное кино, потому элементы художественного вымысла, считаю, допустимы.
— Вы считаете своего персонажа умным? Эпизод с его попыткой освободить из канадской тюрьмы своих бывших сокамерников выглядит очень наивным.
— Именно так он описал свою попытку устроить побег своим друзьям. Подъехал на авто и устроил перестрелку. Просто техническое обеспечение соответствовало тем временам. Если бы он мог использовать вертолет, то так и сделал бы. И все-таки, мне кажется, он был умным и очень отважным. Просто многое воспринимал импульсивно и тогда выглядел безумцем, совершающим глупые поступки.
— Сценарий основан на автобиографии самого Месрина, написанной в тюрьме. Он действительно, не стесняясь, описал, что при свидетелях бил свою жену ногами? В фильме это выглядит очень страшно...
— Да, этот эпизод описан самим Месрином. Он описывал себя, но не оправдывал свои поступки. Признался, что был расистом, что бил свою жену и потому потерял ее — она сбежала на свою родину, в Испанию... Понимаете, он создал в своей книге образ мифического гангстера и стал во Франции легендой. Месрин опередил время — папарацци ведь сегодня охотятся только за негативными моментами. И культовость нынешних звезд определяется объемом негатива.
— Может быть, во втором фильме зритель увидит вашу супругу — Монику Белуччи?
— Во многих фильмах я работал вместе с Моникой, но сейчас у нас есть ребенок, Дева, потому мы решили планировать свою занятость так, чтобы наша девочка не росла только под присмотром нянь. Когда я снимаюсь, с дочкой занимается Моника. Когда ей надо на съемочную площадку, с ребенком остаюсь я. Деве уже четыре года и ежедневно наблюдать, как она взрослеет, — увлекательное и познавательное занятие. Она воспитывает нас с Моникой...