Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Веселая Маланка Червоной Гребли

В Винницком краеведческом музее действует экспозиция карнавальной атрибутики, которую надевают жители этого села
22 декабря, 2016 - 11:07
ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ АВТОРА

Унаследованный с деда-прадеда обряд «Маланки» был и остается чрезвычайно популярным в селе Червонная Гребля, что на Винниччине. С годами жители не только сохранили древние традиции, но и творчески их переосмыслили и предали новое звучание архаичным явлениям. Ежегодно на праздник они проводят в селе этнографический фестиваль «Весела Маланка». Посмотреть на оригинальное действо могут все желающие бесплатно.

В этом году громада села решила представить свои архаичные костюмы широкой общественности. При поддержке Национального природного парка «Кармелюково Подолье» они представили выставку «На Маланки и Василя: традиции празднования на Подолье» в академическом зале Винницкого областного краеведческого музея.

— Новый год — один из самых древних и самых популярных календарных праздников. Ночь перед Новым годом считалась волшебной, с ней было связано немало поверий, ритуалов, обычаев и обрядов, которые сохранились в разных уголках Подолья. Но особенно интересно отмечают этот праздник в Червоной Гребле. Даже в советские времена, несмотря на все осуждения или запреты, жители села отмечали этот праздник. У них сохранился несколько отличающийся порядок щедрования с большим составом участников, поют не только ребята, но и женатые мужчины. На время праздников между уличными группами ряженых возникают драки, но в пределах определенных игровых правил. Возможно, такие игры-поединки олицетворяли борьбу добрых и злых сил или зимы с летом. Также характерными для обряда являются «цыганские семьи», в которую входят отец («старик»), мать («старуха») и «сынки». Отдельно крестьяне выбирают «Маланку» — миловидного парня 13—14 лет и «Березу» — главного персонажа, — рассказывает заведующий научно-исследовательским отделом древней истории Винницкого областного краеведческого музея Лилия ГАЛЬЧЕВСКАЯ. — Особое восхищение вызывают архаичные маски, которые надевают ряженые. Они передаются из поколения в поколение и считаются символом богатства и доставка. Ряженых очень ожидали, особенно те семьи, где на выданье были девушки. Характерной особенностью меховых масок являются отверстия для глаз и рта, которые обшиты красной тканью, чтобы не сглазили. Не менее оригинальные головные уборы — чем шире шляпа, тем больше полномочий имеет ее обладатель в «цыганской семье».

Увидеть раритетные экспонаты, узнать об истории их создания и ощутить невероятную энергетику можно до конца декабря.

Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ