МАМУ-ТО ОБИЖАТЬ НЕ НАДО!
Мы все любим наш город. В любой день, не обязательно праздничный. А в праздничный мы его любим, наверное, не больше. Это как любовь ребенка к матери — первая и на всю жизнь. Просто нам приятно, когда мама одевает лучший свой наряд. В данном случае я говорю не только о Матери городов Русских — Киеве, который, собственно, и отмечал свой очередной день рождения в минувшие выходные. Без подобных персонификаций не обойтись любому жителю любого города мира. Наверняка и донетчане с пиететом относятся к Дню своего города, но зачем же с каким-то маниакальным упорством постоянно пытаться сорвать праздник другим? Я ни в коем случае не говорю о подавляющей части донбасской столицы. А имею в виду футбольных фанов клуба «Шахтер», отбиться от назойливого, подогретого алкоголем внимания которых иногда бывает не просто. И тут, оговорюсь, далеко не всех. Но все же. В прошлом году двух знакомых парней, спокойно попивающих пиво в «динамовских» футболках в сквере, чуть не убила толпа почитателей «Шахтера». И это, несмотря на их же победу в Кубке Украины! А это, замечу, не единичный случай, и продолжается все это из года в год. Сам видел неоднократные стычки поклонников «футбола» на Крещатике, когда основная масса людей приходит туда отдохнуть и послушать концерт. Ну «не повезло» нам, что у «Шахтера» такой кубковый характер и что он постоянно выступает в финале Кубка на НСК «Олимпийский». Поверьте, я не против этого великолепного клуба, я точно так же, как и вся горняцкая столица переживал за донетчан, когда они проиграли в кубке УЕФА со счетом 5:1. Но зачем же маму обижать? Может, целесообразнее всего было бы перенести финал Кубка на неделю раньше или позже. Это бы избавило и киевлян, и органы правопорядка от излишнего напряжения. А донетчан, как равно и жителей всех других городов, Киев, конечно же, всегда будет рад видеть на Дне города. Правда тех, кто отдает себе отчет в том, что едет на праздник, а не на гладиаторские бои и водку с пивом на закуску.
ВЕРНИСАЖ: ПАТРИОТИЧНЫЙ И ДЕЛОВОЙ
Футбол был в воскресенье, а начались массовые гуляния днем ранее. И, наверное, одним из первых праздничных мероприятий, которыми изобиловал Киев, стал традиционный вернисаж на Андреевском спуске. Оставил он, уж не знаю как у других, а у меня довольно неоднозначные впечатления. Возможно, потому что я коренной киевлянин и помню те вернисажи, которые были еще до многих социальных и политических трансформаций Украины. А значит, и «Алексеевского» спуска, воспетого Булгаковым, одним из самых знаменитых его жителей. В последние годы вернисаж становится все более массовым, и если раньше он тянулся вдоль непосредственно спуска, то теперь начинается аж от перекрестка Владимирской и Большой Житомирской. Тут в устье этой огромной творческой ярмарки продавались в основном картины. Как маленькие — не больше спичечной коробки, так и огромные полотна, метра по два-три в поперечнике. Радует, что по-прежнему картинку или картину можно купить и по вполне доступной цене. Гривен за 20—50 там можно было приобрести симпатичные виды города или натюрморт. Для любителей — даже натюрморт с бутылкой водки и куском сала. Правда, такой уже стоил 200 гривен, и в категорию любителей тут попадают скорее не местные ценители «беленькой», а иностранцы, со своей вечной погоней за «русским» колоритом. Эра матрешек прошла. Они хоть и остались на вернисаже, но выглядят там явным анахронизмом. Особенно ярко это видно на фоне хита вернисажа последних лет — традиционных украинских поделок из керамики и глины, раскрашенных как в национальном стиле, так и в современных манерах. Они же и пользуются наибольшим спросом. Ведь для покупки дорогой картины (а если брать по максимуму — это несколько тысяч гривен) финансового мужества у среднестатистического киевлянина вряд ли хватит, то для симпатичной недорогой домашней утвари — вполне. Кружки, вазы, цветочные горшки, тарелки скупались в огромных количествах. А цены, как рассказала продавец лотка с глиняными чашками даже ниже, чем в обычные дни. «У меня торговля идет плохо, — вздыхала она, — конкуренция большая». Цены на эти вечные ценности действительно очень низкие. Кружку с оригинальной вязью или аппликацией из глины продавали за 5—15 гривен. А, к примеру, вазы всех мыслимых расцветок в форме обнаженной девушки — 25. Впрочем, в субботу на Андреевском была такая жара, что обнажаться впору было самому. Небо, так и не собравшееся с силами хлынуть дождем (художников, видимо, пожалело), нашло способ отомстить. Парило как в бане, а на фоне неимоверного стечения людей и 30 градусной жары это чувствовалось особенно ощутимо.
В этом году на киевском вернисаже, как обычно, были широко представлены регионы. Прибыли даже полпреды из Беларуси (!), которые торговали симпатичными фигурками из стекла. Даже по 10 гривен за штуку их намного выгоднее продавать тут. Из украинцев в количественном отношении, особенно, постарался Львов, который в основном представил изделия традиционной украинской одежды — вышиванки и, конечно же, различные рушники с орнаментом. Сразу же отмечу, что на контакт с прессой идти они под разными предлогами отказывались. Особенно запомнилась одна пани, к которой я неосторожно обратился с просьбой рассказать о ее товаре на русском языке. Ее это возмутило настолько, что она наотрез отказалась общаться даже тогда, когда мы с фотокором перешли на государственный язык. Такая вот принципиальная позиция. Более подобных ошибок мы старались не допускать, но люди по-прежнему отказывались общаться под диктофон, утверждая, что, мол, мы знаем больше их. А вот и неправда. Жительница Львова Иванка Кушнир рассказала нам, что ее вышиванки сделаны в различной манере и из разных тканей. Были тут и подольские орнаменты и вязь Полесья. Закарпатские узоры и аскетичные практически, без рисунка рубахи Правобережья. Для нее вышиванки и другие изделия из ткани — главный источник заработка. Мелкооптовые партии национальных костюмов она делала на заказ, к примеру, одесского ресторана. Не пропускает и Сорочинскую ярмарку. Ценовая политика зависела от сложности техники вышивания и ткани. Хлопчатобумажные рубахи с минимумом авторской работы стоили 80—100 гривен. А самые дорогие — льняные с шелковыми и позолоченными нитками около $100. На вопрос кому она больше продала своего товара нашим или иностранцам, она улыбнулась: «Слава те Господи, нашим». А вот дорогие картины покупают в основном гости из дальнего зарубежья. Их пристрастия примерно поровну делятся между вненациональным абстракционизмом и вполне патриотическими полотнами по мотивам украинской истории. Конечно же, традиционно много покупали и картины с видом Андреевской церкви. Этот символ Киева и вернисажа по-прежнему остается вечной ценностью. Как отмечали многие, кто работал в этот день на Андреевском, люди стали больше обращать внимания на изделия собственной художественной и декоративно-прикладной школы. Прошел бум на иностранный, часто не очень качественный ширпотреб, и люди возвращаются к исконно своему, которое, оказывается, тоже может быть модным и актуальным.
Единственный неприятный осадок оставила, уж слишком лихорадочная суета товарно-денежных отношений. Многие продавцы были угрюмы и деловиты. А общее настроение озвучила одна из продавцов сувениров и ваз, которая оговорившись в цене с 80 гривен до восьми, даже не улыбнулась на традиционный ответ о том, что первое слово- то дороже второго. «Сейчас не время шутить», — строго сказала она. В моем детстве было по другому...
«ЛЕНИВЫЙ» ВАРЕНИК
Все выходные на Певческом поле Печерского ландшафтного парка танцевали, пели и ели вареники. Там проходил праздничный фольклорный фестиваль-ярмарка «Пан Вареник». В первый день на подходах к месту действия утомленные солнцем продавщицы ларьков с варениками сидели в тенечке и жаловались на судьбу работников сферы обслуживания в праздники. На вопрос, как идет торговля, отвечали с вымученной улыбкой: «Вы видите, что народ делает? Пиво пьет! Кто же в такую жару будет покупать горячие вареники». Хотя цены на украинскую культовую еду были довольно демократичными (3—3,5 грн. порция), покупатель упорно шел к «сокам-водам». В эпицентре праздника события происходили соответственно погоде. Зрители, в основном, сидели в тени деревьев, игнорируя лавочки перед сценой. На сцене же выступления фольклорных коллективов перемежались «поеданием» вареников. Самых «прожорливых» ожидал воскресный финал с засекреченным призом. Полуфиналистов, в свою очередь, ожидали довольно проблематичные призы — все те же вареники. Им предстоял нелегкий выбор — бежать домой к морозилке, закончив праздник победителем, или оставить стремительно тающие призы на растерзание солнцу. Первую часть фестиваля закрывало выступление фольклорного коллектива с немецким танцем. Бравая музычка подняла с места пару танцоров в венках из весенних цветов и трав. После финального аккорда, когда «немцы» чертыхаясь по-русски искали свой автобус и на ходу стаскивали жаркие национальные костюмы, «День» спросил у уставших почитателей немецкого этноса, как им нравится праздник. Федору Николаевичу понравилось очень — это было видно по его состоянию (за две минуты он успел рассказать свою краткую биографию, похвалить организаторов и попросить свою фотокарточку). Татьяна Марковна, жительница киевского Подола, была сдержанней в выводах. «Украинцы любят петь и плясать. Мы часто с друзьями ходим на фольклорные праздники, но сегодняшний мне не сильно понравился и мы только к финалу выбрались из тени», — сказала она «Дню».
Второй день «Пана Вареника» состоял из сюрпризов. Во-первых, немного спала жара. Во-вторых, зрителей было уже на порядок больше. В-третьих, на фестиваль прибыли гости из Москвы. Но все же открывал концертную программу отечественный коллектив «Калына». Шоу этноса в этот день вела Илона Броневицкая, а на выступление хора Пятницкого народ потянулся, как на прохладный ветерок.
Семилетняя Оксанка приехала к бабушке на каникулы из Винницы. Объявление о фестивале они увидели на Дарнице и решили провести День города на Певческом поле. Судя по реакции ребенка, праздник удался. Размахивая мороженным, Оксана восторженно рассказывала, что ей очень понравилось, «как дяди ели вареники» и как она танцевала.
Закончился же праздник грандиозным финалом конкурса по поглощению вареников. Победитель получил 100 гривен и наелся, по крайней мере, до вечера.
Медики, стоявшие возле машины «скорой помощи», сообщили «Дню», что, к счастью, во время проведения «Пана Вареника» работать им не пришлось. Гости фестиваля оказались устойчивыми к жаре и «прохладительно-горячительным» напиткам. О втором свидетельствует тот факт, что и охранники правопорядка остались без работы. «Все прошло нормально. На фольклорных фестивалях обычно не бывает серьезных нарушений порядка. Эксцессы случаются только на периферии Киева, а в центре ситуация под контролем милиции и бойцов «Беркута», — сообщил «Дню» старший лейтенант Роман Козачук.
Вообще праздник удался, по крайней мере, для хранителей нашего спокойствия и здоровья. Только «Пан Вареник» вышел каким-то ленивым.