Они ее назвали «Почему-то весна». Ныне, когда на дворе поздняя осень, когда грядет непогода с холодным дождями, вы вдруг окунаетесь в буйство тонов пробуждения и воскрешения. Со стен галереи на зрителя изливается то яркая, то пастельная палитра красок, объединившая картины под маркой «Мастерская братьев Винников». Их многое роднит — творческие принципы, наивная манера изложения, техника исполнения маслом и акриловыми красками. И все же художники очень разные. Но есть в их творчестве объединяющая стилистика — постимпрессионизм, характеризующий экспозицию, к которой Олег и Александр (братья с девятилетней разницей в возрасте) шли разными путями. Оба закончили Харьковское художественное училище, учились в Академии искусств; правда, старший, Олег, ушел после третьего курса и с головой окунулся в творчество, а Александр академию окончил, вступил сначала в молодежный, а затем и в профессиональный Союз художников.
Братья и прежде показывали свои работы — пейзажи, портреты, натюрморты — в совместных и коллективных проектах, а с недавнего времени объединились под одной маркой.
— Пока шла учеба — жили мы в разных местах, работали сами по себе, — рассказывает Олег Винник-Штеп (приставка к фамилии — в честь хутора под Полтавой, где родился. — Л. Т.). — Однажды решили создать творческое объединение «Мастерскую братьев». Тем более, что мастерские у нас действительно есть. Родители оставили нам просторный дом, в котором есть все условия не только для жизни, но и для работы. В 2006 г. там сделали открытие выставки. Картины вывешивали везде — даже на чердаке и на заборах. В общей сложности получилось около трехсот квадратных метров выставочной площади. В общем, заявили о себе.
— Вы с братом — первые художники в семье?
— Профессиональные — да. Мама была простой труженицей без образования, отец — водитель и до сих пор работает по строительству. Но есть тетка, которая занималась ковроткачеством и создавала очень интересные вещи в народном стиле. Двоюродный дядя — очень самобытный непрофессиональный живописец, работает, что называется, для души.
— Кто из вас генератор идей? Многое ли удается воплотить?
— Идеи, как творческие, так и организационные, переполняют меня. В прошлом году в Харькове, в галерее «Маэстро» состоялась наша выставка «А осінь пізня — курка мов руда»: около 120 работ, посвященных поздней осени, были развешаны вкривь и вкось, как падающие листья, а на полу лежали настоящие листья, и их шуршание под ногами посетителей создавало дополнительное настроение. Совсем другой настрой был у последней выставки «Навколо сонця», прошедшей в январе этого года в Харьковском художественном музее.
— На выставке много полотен, изображающих храмы.
— Люблю писать церкви. Я человек верующий. Есть церкви, как, например, Святогорский монастырь, в которые возвращаюсь многократно в поисках особой светлой святости... После любого эскиза нужно переключиться на что-то другое. Хотя и рисую я их в «мультяшной» манере, но отношение, тем не менее, очень серьезное...
В феврале мы планируем представить результаты киевского пленера. Это опять-таки предложенный мной новый проект, в рамках которого работают тринадцать художников (живем на теплоходе, зарисовываем на киевской натуре то, что дома каждый доведет до презентабельной вещи).