Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виолончельные фантазии Гутман

На знакомую тему
4 апреля, 2002 - 00:00

«Каждый раз я приезжаю в Киев с удовольствием, здесь у меня много друзей. К тому же, всегда вспоминаю две свои первые поездки «за границу» в юности — в Ригу и в Киев». Небольшая деталь — перед ответом на вопрос: «Что вас привлекает в Киеве?» она так многозначительно и загадочно произнесла «О-о-о!», что все сразу поняли: ее ждут здесь не просто друзья, и она будет приезжать в Киев снова и снова, несмотря даже на слишком скромные гонорары.

Наверное, именно эта счастливая черта — отдавать свое искусство, не пересчитывая его на размер своего дохода, — и позволила киевлянам услышать игру легендарной Натальи Гутман.

Ее легенда началась сорок лет назад. Она родилась в музыкальной семье, училась в Московской консерватории, потом в аспирантуре у М. Ростроповича. Стала лауреатом нескольких конкурсов (в Праге, Мюнхене и Москве). Путеводной звездой для Натальи Гутман стало сотрудничество со Святославом Рихтером и Олегом Каганом, который впоследствии стал ее мужем. Тогда на их концерты невозможно было попасть. «Святослав Рихтер осветил нам всю жизнь, и мне грустно сейчас видеть, что появилось новое поколение, которое его не знает и не хочет узнать».

По всей видимости, со сменой эпох меняются и исполнительские стили, безусловно, изменилось поколение слушателей. Но, несомненно, полный зал Киевской филармонии на прошеднем недавно концерте Натальи Гутман свидетельствует, что есть ценности, не подвластные времени и моде. И это при том, что программа была рассчитана на неслучайного слушателя. В сопровождении молодого пианиста Вячеслава Попругина Наталья Гутман исполнила сонаты Мендельсона- Бартольди, Пуленко, Дебюсси и пьесы Шумана.

«У нас, виолончелистов, не очень богатый репертуар, мы вынуждены крутиться на маленьком пятачке. Только в ХХ веке благодаря М. Ростроповичу, который инспирировал появление ряда новых произведений, появилась интересная музыка для виолончели. Поэтому я вынуждена каждый раз находить новые вершины в давно знакомой программе.»

Без сомнения, этот постоянный поиск совершенства, огромная работоспособность и, конечно, талант обеспечили Н. Гутман место среди первых виолончелистов мира. Она выступает с лучшими оркестрами мира и выдающимися дирижерами, среди которых Вольфганг Заваллиш, Риккардо Мути, Клаудио Аббадо, Курт Мазур, Мстислав Ростропович. Она играет на таких престижных фестивалях, как Берлинский, Зальцбургский, Люцернский, «Би-Би-Си Промс», Московские «Декабрьские вечера». Ее партнерами в камерных программах выступают Марта Аргерих, Элисо Вирсаладзе, Юрий Башмет. Она записывается на таких ведущих фирмах звукозаписи, как «RCA/BMG-Ariola», «EMI Classics». Кроме того, Н. Гутман сама проводит ежегодный фестиваль памяти Олега Кагана в городе Тегернзее в Баварских Альпах (а с 2000 года еще и в Москве). Но, несмотря на то, что ее всегда охотно приглашают в столицы европейских стран (и, как говорит сама Н. Гутман, «я вольна играть где хочу и что хочу»), она не отказывается выступить и где-нибудь в российской глубинке, при том, что, в отличие от столиц, музыкальная жизнь и музыканты живут там на нищенском уровне. «Мне грустно это видеть — эти условия, в которых они работают, низкая зарплата, им никто не помогает. Это опасная ситуация, хотя публика «голодна», хочет слушать музыку и этим интересуется. Это грустно.»

Но ситуацию в Киеве известная музыкант оценила хорошо: «Киевлянам повезло, что у филармонии есть помощь со стороны «Фонда содействия развитию искусств», это позволяет приезжать и выступать в Киеве различным музыкантам».

И несмотря на то, что некоторые произведения программы Наталья Гутман впервые исполняла в ансамбле с Вячеславом Попругиным, она покорила киевлян убедительной трактовкой, изложенной просто и непринужденно, словно это была интимная исповедь мудрого человека. А совершенный звук ее виолончели как будто рождался и потом исчезал в пространстве, вызывая ощущение мировой гармонии и душевного покоя.

Поклонники таланта известной виолончелистки присоединяются к поздравлениям по поводу присуждения Н. Гутман престижной музыкальной премии им. Д. Шостаковича, которую она получила недавно. Теперь ее имя стоит рядом с самыми известными мировыми звездами: Гедоном Кремером, Владимиром Третьяковым, Анной-Софи Мутер, Ольгой Бородиной и Валерием Гергиевым.

Наталья ПИКУЛА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ