Беларусь — страна контрастов. Президент Александр Лукашенко чуть ли не ежедневно произносит речи, рисуя прекрасное будущее своей республики. Правда, введение плана и фиксированных цен привели к тому, что в прошлом году из продажи исчезли молоко, сыр и яйца. Нынче эти продукты появились, но зато исчез сахар. Страна постоянно борется с трудностями, внешними и внутренними врагами, сражается за урожай. Причем, Александр Григорьевич, как бывший председатель колхоза, лично решает в какое хозяйство следует посылать технику. Именно ему рапортуют о том, сколько удалось намолотить зерна.
Лукашенко три раза в неделю занимается спортом (предпочитает хоккей) и местная номенклатура вслед за ним тренируется. По Беларуси уже построено 12 дворцов спорта. Правда, на лед средств нет и огромные помещения сдаются в аренду. Ассортимент товаров в магазинах напоминает давние застойные времена — все скудно, серо и безлико.
Но, что удивительно, основная масса народа вполне довольна своей жизнью. Средняя зарплата составляет 100 у. е. и ее выплачивают без задержек. Если устроится подработать, то жить вполне можно. Водка дешевая, чего не скажешь о закуске. Видимо поэтому из года в год количество активно выпивающего населения растет. Боятся лишь одного: лишь бы не стало хуже.
9 сентября в республике должны пройти президентские выборы. Центризбирком зарегистрировал четырех кандидатов: Лукашенко, Гайдукевич, Томашенко и Гончарик. Видимость демократии соблюдена, но на деле многие понимают, что шансы «бацьки» продлить свои полномочия значительно выше, чем у его оппонентов. За Александра Григорьевича традиционно голосуют пенсионеры и сельские жители, а это огромная армия избирателей.
Нынешняя власть и оппозиция не только исповедует разные взгляды на ключевые вопросы, но даже ведут разное летоисчисление. Иллюстрацией этому может служить факт, что День независимости власти отпраздновали 3 июля (дата, когда освободили Минск от немецко-фашистских захватчиков). А оппозиция провела митинг 27 июля — пять лет назад именно в этот день приняли Декларацию о суверенитете.
Во время открытия Х Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» парня, который попытался развернуть бело-красное знамя оппозиции, омоновцы и люди в штатском мгновенно скрутили, сломав древко и разорвав полотнище. Зарубежным телеоператорам, заснявшим инцидент, посоветовали впредь камеры на трибуны не разворачивать, а сосредоточиться исключительно на концертной программе, иначе их лишат аккредитации. Кстати, речь президента тоже посоветовали не записывать. Ее на следующий день раздавали журналистам в пресс-центре. Отношение с представителями СМИ Александр Григорьевич строит по собственным правилам. Еще в первый год своего президентства Указом снял главных редакторов «Народной газеты» и «Советской Белоруссии», выдворил неугодных корреспондентов за пределы республики, запретил печатать независимые издания в типографиях, санкционировал передел телеканалов, заменил нелояльных журналистов на более сговорчивых. Когда его упрекают, что «свободу слова он разогнал дубинками», то Лукашенко парирует: «Легко быть свободным за мой счет». Сегодня оппозиционные издания печатаются за границей, но продаются в киосках «Белпечати». Правда, напуганные беларусы, от греха подальше, боятся их читать. Когда начинаешь их расспрашивать о нынешнем житье-бытье, то оглядываются, переходят на шепот или, наоборот, громко и бодро рапортуют как все у них здорово. Немым укором власти могут служить и портреты пропавших политиков и журналистов: Геннадия Карпенко, Виктора Гончара, Анатолия Красовского, Дмитрия Завадовского, которые появляются на каждом митинге. Этим оппозиция еще раз напоминает, что Беларусь, по ее мнению, постепенно превращается в полицейское государство. «У нас будут выборы без выбора», — считает она.
После встречи трех президентов в Витебске, шансы Александра Лукашенко еще более укрепились. Ведь идея славянского союза — сильный козырь в его руках. Александр Григорьевич по-прежнему обещает своему народу благоденствие. И, по сути, в нищей стране устраивает грандиозные праздники. Например, фестиваль — «Славянский базар в Витебске».
«ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ»
Четвертый год подряд фестиваль финансируется из совместного бюджета Беларуси и России. На юбилейные торжества выделили 32750 тыс. российских рублей. Украина оплачивала пребывание нашей делегации (500 человек) из собственных средств. В общей сложности на «Базаре» гостило 5 тысяч человек из 36 стран мира. Артисты выступали на 16 площадках и концерты проходили без перерыва — от рассвета до заката. Было аккредитовано боле 300 теле-, радио- и печатных изданий. К этой огромной армии еще добавилось 900 человек из охраны трех президентов. Номеров в гостинице не хватало, поэтому расселяли по всем общежитиям города. Уже десять лет витебское начальство обещает построить комфортабельный отель, но у него руки никак не доходят. Гостиничное хозяйство города требует капитального ремонта, а вместо этого, создаются «потемкинские деревни». Когда делают косметический ремонт и при первом же принятии душа отваливается потолок, а водные процедуры заканчиваются тем, что заливает несколько этажей. Хозяева охают, обещают исправить неполадки, штукатурят одну дыру, а вместо нее появляется другая. На трещину вешается картина, а прохудившийся пол закрывается ковром. Часть нашей делегации жила в гостинице «Двина», где среди постояльцев, кроме журналистов, поселили экипаж лайнера «Россия» и охрану В. Путина. Перед прибытием дорогих гостей, срочно поменяли ковролин на шикарные дорожки — настоящая показуха.
Также поступили и с планами предстоящего фестиваля. Анонсы обещали, кроме традиционных концертов эстрадных звезд, театральные встречи с актерами и лучшими спектаклями БДТ, «Современника», парад духовых оркестров, ежедневные джаз-сейшны, а на деле вернулись в исходный формат: народная и популярная музыка, выставки, дни братских культур Беларуси, Украины и России. Значительно сократили программу классической музыки. Как верно подметил художественный руководитель «Песняров» Владимир Мулявин: «Из года в год на «Базаре» выступают одни и те же артисты. Поэтому складывается впечатление, что топчемся на одном месте». Действительно, в полном составе на шикарном белом 12-метровом авто фирмы «Хаммер» прибыло звездное семейство Пугачева—Киркоров— Орбакайте. Как всегда пели и плясали энергичные Леонтьев и Газманов, разудалая Бабкина, лиричные «Сябры»... Новинкой фестиваля можно назвать лишь участие кукольных театров. Они были представлены от прославленного коллектива театра им. Сергея Образцова до частных антреприз Беларуси и Югославии (украинские артисты в этой части программы участия не принимали).
«БАЗАРНЫЕ» СТРАСТИ
На фестивале поднимался вопрос о сотрудничестве в области культуры между Беларусью и Украиной, но он существует только на бумаге. В прошлом году даже подписали Соглашение, но пока оно носит лишь декларативный характер. Хотя, как заверил Посол Украины в Беларуси Анатолий Дронь, к 10-летию Независимости планируется открыть в Минске памятник Тарасу Шевченко. Пройдут праздничные концерты украинских мастеров искусств. А вопрос организации гастролей театральных коллективов до сих пор обсуждается.
В рамках «Базара» проходил конкурс народных ремесел. Наш мастер Валерий Комаринцев победил в номинации глиняных игрушек. Накануне Дня Украины в Беларусь отправилось 10 автобусов с артистами. До границы их сопровождала наша милиция и добрались с ветерком. А затем начались долгие три часа ожидания в духоте и жаре. Объяснить, почему так долго держали украинцев, толком так никто и не смог. Измученные дорогой и жарой, они даже в гостинице не нашли покоя. Дело в том, что для местных жителей фестиваль — радость и отдушина. Они целый год откладывают деньги, чтобы на «Базаре» хорошо повеселиться. В их культурную программу входит не только посещение концертов и спектаклей, не прекращающихся ни днем, ни ночью, а и потребление горячительных напитков. Их продают на каждом углу. Можете себе только представить ту какофонию звуков и обилие пьяных тел, отдыхающих не только на газонах, но и на проезжей части. Тем не менее, наши артисты хорошо выступили и показали оригинальную многожанровую программу «Сорочинская ярмарка». На сцене Летнего амфитеатра ожили гоголевскиe персонажи: Солопий Черевик (Богдан Бенюк), Хивря (Тамара Яценко), Цыган (Анатолий Хостикоев). Танец сменяла песня, а цирковой номер — оперный дуэт. Публика хохотала, слушая юного чтеца из Любенска Антона Федченкo, рассказывающего «Ярмарку» Остапа Вишни, восхищаясь мастерством косолапых медведей из циркового коллектива «Звезды Украины», внимала виртуозу-скрипачу Виктору Барану. Были и традиционные номера — «Гопак» в исполнении ансамбля им. Павла Вирского, трио, в составе Александра Дьяченка, Николая Шуляка и Андрея Шкургана. Они спели «Ніч яка місячна».
В рамках кинопоказа, вместо обещанной «Чорной рады» Засеева-Руденко (не успели привести копию), мы показали фильм- притчу Василия Ильяшенко «Обет», а также документальную ленту Марины Кондратьевой «Новый год». Но настоящими фаворитами показов стали картины российских кинематографистов «Луной был полон сад» (режиссер Виталий Мельников) и «Приходи на меня посмотреть (режиссерский дебют Михаила Аграновича и Олега Янковского). Обе картины — пронзительные мелодрамы о любви, которая может прийти в любом возрасте. С большим интересом зрители познакомились с фильмом «Сказочные годы — псу под хвост» чешского режиссера Петра Николаева, в которой отразились драматические события шестидесятых годов — ввода Советских войск в Чехословакию. О том, как живет обычная рабочая семья в Китае, познакомил фильм «Красный пиджак» режиссера Ли Шаохуна. А завершалась программа уже ставшим скандальным художественным фильмом Михаила Пташука «В августе 44-го» (совместное производство Бeларусь — Россия). В основу сценария положен одноименный роман Владимира Богомолова. После просмотра ленты, стало понятно, почему писатель снял свое имя с титров. Фильм получился неровным, затянутым, а для тех, кто воевал — с массой неточностей в деталях. Впрочем, стоит отметить прекрасную актерскую работу Евгения Миронова (капитан Алёхин).
ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А ГРАН-ПРИ НЕ ПОЛУЧИТЕ
Главным событием «Славянского базара» всегда является Международный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни. В этом году на юбилей пригласили всех победителей прошлых лет. Наших: Таисию Повалий и Руслану Лыжичко, Филиппа Жмахера и Светлану Славкович из Югославии, которые признались, что для них «Базар» стал этапом в судьбе. За Гран-при в «Витебске-2001» боролись 20 вокалистов. Возглавляла жюри Алла Пугачева. Перед вторым туром она лично проверила все динамики, зная как важно, чтобы певец себя слышал на сцене. Голосование было тайным — по бюллетеням. Итоги объявили в финале. Именно тогда в зале зависла гнетущая пауза. Понятно, что все не могут побеждать. Но, когда белое называют черным, это нонсенс. В последней своей информации «Проплакали? Впервые из «Славянского базара» Украина приехала без призов» (№ 132 «День») я называла вам победителей фестиваля. Жюри свое решение оставило в силе. Впервые за 10 лет Гран-при завоевала российская певица Теона Дольникова. Ей 18 лет, москвичка, окончила музыкальную школу им. Гнесиных (отделение фотрепиано и скрипки). Учится в джазовом училище, класс вокала. Выступает в популярном мюзикле «Метро». В первый день конкурса исполнила «Молитву» из этого спектакля, а во второй — «Лебединую верность» (музыка Евгения Мартынова, слова Андрея Дементьева). В победе Дольниковой никто не сомневался, ибо ее опекала сама примадонна, но отсутствие среди дипломантов имен наших конкурсантов — Марины Одольской и Татьяны Пискаревой, вызвало полное недоумение. Подслащивая горькую пилюлю, Алла Борисовна сказала: «Я прошла через конкурсы. Получала и не получала призы. Скажу откровенно — это никак не отразилось на моей творческой жизни. Поверьте мне, через год, а то и раньше, все забудут кто какое получил место. Останутся только песни и ваши имена, если вы будете относиться к своей профессии с болью в душе. Если принесете в жертву свою личную жизнь, даже дружеское отношение с автором, с которым сотрудничали полжизни. Все члены жюри были единодушны. Чтобы победить — нужно обязательно выделиться из общей массы. Посоветуйте украинским певицам поинтереснее подбирать репертуар. Пискарева не пела, а прокричала и «Песню матери», и «Конвоира». Военную тему нужно делать очень талантливо. У нее это получилось плохо. А у Одольской была главная ошибка: она взяла известную песню «Мальвы» Ивасюка, но не нашла своей интересной интерпретации. Из года в год ваши певицы исполняют одни и те же произведения одних и тех же авторов. Может быть нынешний проигрыш станет уроком для будущих конкурсантов, чтобы они тщательнее готовили и подбирали свой репертуар. Я прекрасно отношусь к Юрию Рыбчинскому — он пишет замечательные песни. Но «Славянский базар» — это конкурс певцов, а не песен! Например, «Три счастливых дня» в исполнении молдаванки Елены Швец и цветаевский «Монолог» Светланы Вешновец (Беларусь) — это произведения, которые нужно пережить, прочувствовать сердцем, а не форсировать звуком. Певицы идут на поводу авторитетов — они хотят выйти на сцену и удивить, а необходимо пропустить песню через сердце. Голос — это еще не все! Он должен что-то выражать. А если бы мы судили только за него, то ориентировались на греков — они самые голосистые. Зритель очень ведомый. Добиться успеха у публики просто — снять штаны, как Моисеев, топнуть ножкой и все хлопают. Профессиональные артисты все эти фишки хорошо знают. Нужно уметь разделять количество и качество аплодисментов. Мне, например, очень понравился певец из Румынии Михай Трайстариу, который вообще не получил ни одного балла, так как не выполнил ни одного условия конкурса — оба раза пел на английском языке (вместо того, чтобы в первый день исполнять на родном, а второй — на одном из славянских языков). Я очень переживала, что победу Дольниковой свяжут с моим именем. Но Теона сумела доказать, что она лучшая. Взяв раскрученную песню, она по-новому ее интерпретировала и поэтому победила».
С мнением Аллы Пугачевой совершенно не согласен поэт Юрий Рыбчинский, опекавший как продюсер Татьяну Пискареву:
— Впервые в моей практике человеку, который заслуживал Гран-при или призовое место, не дали никакого лауреатства. Для меня решение жюри станет уроком, что победу можно украсть. Мы долгие годы в дружеских отношениях с Аллой Борисовной. Но я, как честный человек, до окончания конкурса к ней даже не подходил. Решение судей, не отметивших никакими призами украинских певиц, считаю необъективным. Гран-при у россиянки Дольниковой, первое место у Владимира Кочаровского — солиста Государственного концертного оркестра Беларуси, которым руководит Михаил Финберг — член жюри от Беларуси. Думаю, что был и промах украинского судьи. Иво Бобулу уже после первого тура следовало точно определить, кто из наших певиц лидер и поддерживать ее. Ведь конкурсантки не просто певицы — они представляют лицо нашей державы. За десять лет такого оглушительного провала у нас еще не было. Певицы сильные, но их засудили. Я шесть раз был членом жюри на «Славянском базаре», но такого еще не было. Извините, визг — это не пение. И какое Гран-при при разрыве в три балла! Я уверен, что заранее было известно, кто победит. Теона — хорошая роковая певица, но не более. А Дмитрий очень посредственный вокалист, без энергетики — ему петь в составе ансамбля типа «Песняры» или «Сябры». Певцы с сильной энергетикой — Борис Режак (Босния и Герцеговина) — третье место, Зоран Шандоров (Югославия) — второе место, немка Кати Карнай — второе место и оставшиеся за бортом Татьяна Пискарева, Марина Одольская, болгарка Диана Александрова и румын Михай Трайстариу.
Член жюри Иво Бобул не скрывал своего разочарования:
— Наши конкурсантки неплохо выступали. И, как минимум, второе или третье место могли получить. Но с первого тура стало понятно, что Украину оттесняют, a лоббируют Россию и Беларусь. Я считаю, что так как не было большого разрыва и явного лидера, то Гран-при не стоило вообще присуждать. Но не нужно делать трагедии из проигрыша. Действительно, репертуар — главная проблема для вокалистов. К конкурсу нужно готовиться тщательно. И, прежде всего, психологически. Алла Борисовна на меня не давила, но это стена, которую невозможно пробить. Я могу согласиться с ней лишь в одном, — нужны изменения на нашей эстраде. Круг авторов очень узкий. То, что сегодня исполняется на профессиональной сцене, зачастую не выдерживает никакой критики.
Наши певицы понравились многим зрителям. Так Татьяна Пискарева получила спецприз российской прессы — пушистого серого зайца, а Марина Одольская от фирмы «Кока-Кола» — музыкальный центр и микрофон.
Как считают завсегдатаи, особенность «Славянского базара» — это поиск новых форм и тем, включаемых в орбиту фестиваля. В этом году нам не повезло. Но есть возможность доказать, что мы лучшие, в следующий раз.