Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Виткані мрії»

Так называется выставка, проходящая в киевской галерее «Світлиця»
13 октября, 2010 - 20:15
ФОТО АВТОРА

Работы Елены Поповой из Богуслава экспонировались в Турции, Новой Зеландии, США (в мае этого года они демонстрировались в центре Украинского павильона в Вашингтоне). Мастерица родом из Хмельнитчины, закончила Вижницкое училище прикладного искусства, и судьба забросила ее в Богуслав: по направлению поехала туда в качестве мастера-художника, стала работать на известной фабрике художественных изделий «Богуславка», которую тогда знали и уважали во всем мире. 13 лет Елена Кирилловна была мастером в ковровом цехе и за умелые трудолюбивые руки и справедливое сердце снискала от людей большое уважение и авторитет. А когда в 2000-м (на глазах всех работниц) фабрику начали уничтожать, Попова все это очень тяжело пережила.

Произошла почти детективная история. Из Киева спасать неповторимое производство примчались: известный этнограф Лидия Григорьевна Орел и искусствовед и меценат Ирина Валентиновна Садова. Что они могли сделать? Написать письмо в Министерство культуры и туризма Украины? Подумали и решили: договорились с администрацией фабрики, что в счет невыплаченной Елене Кирилловне зарплаты откупят несколько уникальных станков, которые уже безжалостно уничтожались и отправлялись на дрова. Из всех 500 хотели спасти хотя бы 50, однако руководство фабрики передумало и, несмотря на договоренность, продало лишь 10 — по принципу: пусть пропадет, чтобы только не досталось вам...

При поддержке добрых людей Елена Попова вместе со своей подругой Валентиной Мащенко смогли приобрести старенькую хату, наскоро перекрыли на ней крышу, потому что она протекала, поставили более крепкий пол, чтобы выдержал тяжелые станки, побелили стены и создали в этой хате мини-фабрику из двух станков. Деньги на все одалживали, веря, что смогут сдвинуть дело «с нуля», ведь заказы уже были. Начали работать при свече (одна ее держит, а вторая тем временем ткет, а потом наоборот!), потому что богуславские коммунальщики тоже решили присоединиться к экзекуциям над непокорными энтузиастками (при всех тех коллизиях, говорят сейчас пани Елена и пани Валентина, их энтузиазм очень часто куда-то девался, словно дым на ветру, а вместо него в сердце приходило дикое отчаяние). Благо, что мастерицы смогли закупить дрова, поэтому в зимнюю стужу хоть не мерзли.

Сначала взялись за воссоздание всего того ассортимента, который раньше производила уничтоженная фабрика. А затем пришли и собственные идеи, в частности, стали пробовать делать мужские сорочки и женские платья. Росли буквально на глазах, воплощая свое мастерство, свое духовное богатство в свои шедевры.

В настоящее время выставка работ Елены Поповой проходит в Галерее народного творчества и декоративно прикладного искусства «Світлиця». Она поражает красотой даже самого большого скептика: представлены разные виды одежды — женские платья, мужские сорочки, детская одежда, а также салфетки, скатерти, прекрасные куклы-мотанки и тому подобное; одновременно демонстрируются и разные техники изготовления. А какие на изделиях утонченные узоры, какой вкус в подборе их цветовых гамм, в пошиве костюмов — от элегантно сдержанных до по-княжески величественно роскошных! И как же, оказывается, приятно эти одежды носить! Не секрет, что женщины в них не только чувствуют себя совсем иначе, чем в наряде с современными заграничными брендами, но эта одежда требует от «панянок», одетых в вышиванки, даже держаться по-иному. Поэтому неудивительно, что в последние годы этномотивы в наряде становятся все более популярными не только среди украинок.

В представленной экспозиции есть замечательный портрет Маруси Богуславки: мастерица соткала его лет 30 назад — душа рвалась к творчеству, и даже приходила мысль выехать из Богуслава и начать свой собственный творческий путь. Но жизнь диктовала иное... Портрет передала в Богуславский краеведческий музей, где он сохраняется и в настоящее время.

Изделия этой мастерицы, стиль их изготовления — это, безо всякого преувеличения, нерядовое явление в нашем искусстве, привлекающее внимание не только широкого круга потребителей, но и известных искусствоведов. А женская судьба Елены Кирилловны непростая. После продолжительной болезни умер (в 1994-м) муж-чернобылец, с которым она прожила 18 лет. Владимир Николаевич был родом из Богуслава, участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС с июня по октябрь 1986 года, вернулся домой и заболел, однако изо всех сил боролся за жизнь... Елена Кирилловна сумела вытянуть-выучить единственную дочь; хата, в которой сейчас они живут, — старая, хотя семья имела полное право давно получить новую... «Да как-то будет, — вздыхает мастерица. — Без черных дней нет белых»... Эта философия на удивление скромной и очень терпеливой украинки — а без терпения в ткацком деле нельзя — заслуживает, конечно, уважения; однако с другой стороны — а кто же поддержит талант? Ведь Е. Попова работает не только на город Богуслав, но и на все наше государство!

В прошлом году в Музее Ивана Гончара уже проходила выставка Елены Кирилловны «З минулого — до сьогодення», которая пользовалась у посетителей большим успехом. В этом году мастерица пообещала начать с 1 октября мастер-классы по ткачеству — желающих научиться этому делу много. А нынешней выставке Попова дала название «Виткані мрії», хотя все ее самые высокие мечты, верится, все-таки еще впереди. В новых интерпретациях одежды мастерицы развивают нашу древнюю традицию. Летает ткацкий челнок в станке туда-сюда, туда-сюда. Сколько же раз? Непросто рождается художественное изделие. Да еще и в таких условиях, когда все почему-то — вопреки. И неудивительно, что на открытии выставки несколько раз пани Елена и ее подруга пани Валентина были названы героинями, хотя и удивительно скромными. «Да все мастерицы живут нелегко, — вздыхают богуславки. — Однако у нас есть душа и ваша поддержка. А это — много!» С подругой они, отмечают это обе, — не конкуренты, потому что у каждой — свое. «У нас — команда, — говорит Попова. — У Валентины работы еще лучшие, чем у меня, вот увидите, когда устроит выставку!» Кстати, открылась экспозиция в «Світлиці» на наш древний Новый год — на Семена (14 сентября), когда древнекиевские мастера, начиная новый годичный круг, «женили» свечу. Эта выставка — тоже начало Света, она открыла чистый и — наперекор всякой тьме — не мелеющий источник красоты. А будет работать она по 30 октября.

Наталья ПОКЛАД
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ