В одном из учебных корпусов Киевского национального университета имени Тараса Шевченко случилась новость — на входе поставили турникеты. Студентов и преподавателей четырех учебных заведений, размещенных в этом корпусе, наделили магнитными карточками. Наделили, но не всех. Пятый курс Института журналистики, в частности, оказался вне закона, то есть за турникетом. Ну не знали карточноответственные лица, кого из бывших студентов четвертого курса оставят в университете, а кого пошлют в большой жизненный путь. Методистка института каждое утро предупреждает ответственных дежурных на вахте, однако эмоциональные переговоры около турникетов продолжаются.
В ходе этих переговоров выясняются интересные вещи. Так, милиционер в нарядной форме даст вам понять, что ваше удостоверение штатного корреспондента всеукраинской ежедневной газеты не дает вам права на свободный вход в храм науки, где, кроме будущих дипломатов, учатся также ваши же коллеги журналисты. Ведь у вас нет удостоверения сотрудника Администрации Президента, не так ли? А может, у вас есть удостоверение народного депутата Украины? Нет? Тогда незачем показывать гонор — звоните, пусть за вами выйдет кто-то уважаемый и ответственный! Не хотите? Ну хорошо, можете просто постоять в очереди к дежурной, и вам выпишут однодневный пропуск в институт, в котором вы проучились четыре года…
Пытаясь попасть в учебный корпус, за который отвечает дирекция Института международных отношений, я чувствовала себя Юлией Тимошенко, которая ломится в Администрацию Президента. Не понятно почему, ведь намерения у меня были совсем другие, нежели у лидера БЮТ во время известного демарша.
Вспомнилось, как в начале учебного года на доске возле деканата висело объявление с просьбой вернуть студенту-первокурснику Института международных отношений утерянный тут же антикварный зонтик с золотой ручкой. Тогда это показалось чьей-то шуткой. Впрочем, когда-то тем же казалась и новость о введении магнитных пропусков. А еще вспомнилось, как в одном из солидных учреждений, где я когда- то работала, несмотря на строгий пропускной режим, у кого-то из сотрудников в день зарплаты обязательно исчезала какая-то ее часть… Чего не смогла вспомнить — так это турникетов в Хельсинском, Афинском университетах и одном из женских колледжей в Токио, где мне в свое время пришлось побывать.
В конце концов, терактами, кажется, этому корпусу ни один бен Ладен не угрожал, да и не в России мы живем, чтобы остерегаться шахидов из Чечни.
А может, все эти мысли неправильны? Действительно, может, наш собственный путь, который мы ищем, невозможен без турникетов? Может, турникет — это то, что гарантирует нам порядок, законность, уважение к себе и к окружающим? Да нет, и это неправильно. Просто сейчас — эпоха постмодерна, и многие истины сейчас понимают по-новому. Например, фразу: «Без бумажки ты — букашка, а с бумажкой — человек» когда-то понимали вполне конкретно. А теперь, очевидно, время понимать ее буквально. Как тот приказ об особенностях пропускного режима на территорию университетского корпуса, который мне зачитывал около турникета нарядный молодой милиционер.