В 2010 году в столице Индии, Дели пройдут Игры британского содружества — своеобразная олимпиада для Великобритании и стран, которые были когда-то ее колониями. Злые языки утверждают, что ради того, чтобы чистота и порядок в Дели произвели хорошее впечатление на гостей, власти города готовы забыть вековые религиозные традиции Индии и выгнать из города священных животных, издавна живущих бок о бок с людьми: слонов, обезьян и, конечно, коров, пишет lenta.ru. «Коровы священны. Они — воплощение добродетели», — так сказано в «Ригведе», собрании индийских религиозных гимнов, некоторые из которых восходят к середине II тысячелетия до нашей эры. С тех пор исповедующему индуизм заказано есть коровье мясо, убивать коров или совершать над ними какое-либо насилие. Коровы без страха гуляют по индийским городам, в Дели их запрещено убивать законом. Иногда рядом идет погонщик или погонщица, которые за небольшую монетку дадут желающему немного травы, чтобы покормить священное животное. Это — благословение.
Но, как водится, есть и другая сторона медали. Дели — большой город с разветвленной транспортной системой. Бесхозный скот, бродящий по дорогам, отдыхающий на проезжей части, стал для него серьезной угрозой. Индийские коровы обладают мирным характером, но легко впадают в неистовство из-за неизбежного дорожного шума. С их участием происходят серьезные дорожные происшествия, из-за них случаются многокилометровые пробки. Власти Дели говорят ни больше ни меньше, как о «коровьей угрозе». И по мере сил с ней борются.
В 2005 году за каждую пойманную бесхозную корову было обещано вознаграждение около 23 фунтов стерлингов. Эта мера привела только к тому, что владельцы сдавали собственных коров, получали вознаграждение, а после требовали коров обратно. В 2006 году в горло пойманного скота стали вкладывать микрочип. Предполагалось, что, проведя сканером по животу вновь обнаруженной коровы, служащие узнают персональный номер скотины и имя хозяина. Впоследствии и от этой меры отказались.
В этом году власти Дели представили на рассмотрение Верховного суда Индии новый план. Строго говоря, гуляющие по улицам коровы не бесхозные. Эти 28 тысяч голов принадлежат владельцам около 2300 нелегальных молочных ферм, которые, чтобы не тратить деньги на корм, предпочитают отпускать своих коров кормиться чахлой травкой и мусором в городе. План делийских властей предусматривает создание в пригороде одной гигантской молочной фермы. Все владельцы будут обязаны купить на ней участки. Правительство города обещает с комфортом перевести священных непарнокопытных, а после ввести высокие штрафы для молочников, ведущих свои дела вне этой фермы.
Однако делийские молочники не так просты. Они влиятельные в городе люди, к их голосу прислушиваются многие избиратели. Мало того, доброхоты зачастую предупреждают владельцев о том, что «коровий грузовик» на подходе, и скот успевают спрятать. Но и это еще не все — некоторых коров так часто ловят, что они без труда узнают грузовик ловцов и при его приближении спасаются бегством. Таким образом, традиция то и дело побеждает здравый смысл, и благие устремления властей остаются бесплодными.
Резус-макаки бродят по улицам, сидят на деревьях, крышах и заборах правительственных зданий, компаний и частных домов. Их можно встретить даже в метро. Окна нельзя оставлять открытыми — небольшие рыжие зверьки только и ждут возможности забраться в помещение, чтобы поискать там что-нибудь съестное. В 2004 году в Министерстве обороны Индии случился скандал: совершенно секретные документы оказались разбросаны по улице вокруг здания министерства. Во всем обвинили непонятно как проникших внутрь резус-макак.
Какие только усилия не предпринимали власти города, чтобы разобраться с родней бога Ханумана, которой в столице Индии, по скромным подсчетам, 5 тысяч особей. Обезьян сгоняли вместе и запирали в большую, предназначенную специально для них тюрьму в пригороде Дели. На резус-макак, как цепных собак, спускали других обезьян, лангуров. Лангуры пускали в дело острые зубы и сильный хвост, которым хлестали зарвавшихся макак, отгоняя их от окон. Власти Дели рады были бы вывезти непрошенных гостей в джунгли за пределы штата, но у других штатов хватает своих обезьян. В конце концов Верховный суд Индии сжалился над столицей и дал указание вывезти 300 особей в леса Мадья-Прадеша. Но тут остались недовольны экологи: по их мнению, делийские макаки слишком урбанизированы и не выживут в диких джунглях. К тому же, когда обезьян сгоняли вместе, некоторых поранили и несколько детенышей потеряли матерей.
Несмотря на то, что обезьяны надоедают всем, а не только властям, на фронте борьбы с «обезьяньей угрозой» власти совершенно одиноки. На сегодняшний день у правительства Дели в штате только трое ловцов обезьян. Религиозные индусы не хотят ловить родню почитаемого бога. Они предпочитают подкармливать резус-макак арахисом и бананами, особенно по вторникам, в день Ханумана, а в остальное время держат окна закрытыми.
И здесь власти Дели можно понять. Слон размерами сопоставим с большой машиной, но движется намного медленнее. Слоны на дорогах — частая причина пробок. К счастью, слоны не макаки-резус и даже не бесхозные коровы. Их не так много, чтобы вывозить в другой штат или сгонять в тюрьмы. Поэтому решение «слоновьей проблемы» нашлось, и не слишком радикальное.
Для начала власти города обязали погонщиков и владельцев получать многочисленные разрешительные документы для въезда в Дели. Затем власти договорились об особых слоновьих правилах движения. Владельцы животных и дорожные полицейские пришли к соглашению, что слоны, как тяжелые грузовики в иных больших городах, могут свободно двигаться по городу с 10 вечера до 6:30 утра. В течение дня слонам тоже разрешено движение, но только с 12 до 15 часов, между утренним и вечерним часами пик.
Если бы власти города захотели совсем удалить родню Ганеши с улиц, из этого бы ничего не вышло. Туристы не представляют себе столицы Индии без слонов. Более того, многие религиозные церемонии индусов требуют присутствия этого царственного животного. Так что бог Ганеша хранит индийских слонов от полного изгнания из Дели. Хотя кто знает? Может, слоны только о нем и мечтают.
Религиозные индусы, а также любители индийской самобытности из иностранцев и противники культурной глобализации, конечно, назовут усилия делийских властей «предательством традиций». Но не все, что годится для маленькой, затерянной в джунглях деревни, подходит для большого современного города. Индия опередила сама себя — ее развитие как индустриальной, технологизированной страны не соответствует традиционной ментальности большинства индийцев. Нельзя не посочувствовать властям Дели — на их долю выпал тяжкий труд: поддерживать мирное сосуществование традиций и современности без секретных документов, разбросанных по улице, и без жертв на дорогах.