Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Возвращение Эвы

25 сентября, 2001 - 00:00

Традиционное творчество художников и художниц украинской эмиграции достаточно широко представлено в киевских музеях. Иная ситуация сложилась с концептуальным искусством, тем, что называют contemporary art. Творческие поиски представительниц четвертой волны эмиграции проходят вне среды украинской диаспоры с ее консервативными взглядами на художественный процесс, а потому не находят поддержки и в диаспорском информационном пространстве. До последнего времени они почти неизвестны в Украине.

Киевлянка Татьяна (Эва) Гершуни — одна из самых неординарных художниц современного украинского искусства, независимая и прогрессивная, бунтарь по характеру и экспериментатор в творчестве. Уже во время учебы на факультете теории и истории искусства Украинской академии искусств она, нарушив неписаные правила этого вуза, с увлечением занялась поисками в концептуальном искусстве — в живописи, фотографии и инсталляции. После окончания института Гершуни принимает решение не пополнять многочисленные ряды столичных искусствоведов. Сферой ее профессиональной деятельности становится contemporary art.

В 1994 — 1995 годах Гершуни принимает участие в нашумевших выставках в Киеве и Одессе, создает авторский проект «Ультрадиалог» в уже несуществующей сегодня галерее «Бланк-арт». Участвует в первом и, по сути, последнем в Украине феминистском художественном проекте «Рот Медузы», создателем которого была прогрессивный украинский куратор Наталия Филоненко.

Татьяна становится украинским первооткрывателем ультрафиолетового света как особого визуального эффекта в изобразительном искусстве. Она использует его в своей выставке «Анабиоз» — одной из самых интересных в истории столичной галереи «Ра», в одесском проекте «Фантом-Опера», в созданной американским куратором Мартой Кузьмой выставке «Взгляды с вареньем» в киевском Центре современного искусства. Идеолог украинского современного искусства Александр Ройтбурд, неоднократно работавший с Татьяной как куратор, так отозвался о ней: «Эва Гершуни — одно из самых интересных женских имен в актуальном украинском искусстве. Мне всегда импонировала самостоятельность ее художественной позиции. Искусство Гершуни очень непредсказуемое — и очень мотивированное; очень откровенное — и очень стильное; очень профессиональное — и очень наивное; очень психоделическое — и очень женское. Очень детское — и очень взрослое».

В 1998 году художница выигрывает грант известного в Северной Америке университета канадского штата Саскачеван. А уже в следующем году Татьяне предложили преподавать в университете рисунок. В период трехлетней стажировки наша соотечественница принимает участие в нескольких выставках в саскатунской Gordon Snelgrove Gellery. Там в 1998 году демонстрируется ее совместный с художницей Рисой Горовиц видео-проект «Aut». В 2000 году Эва подвела итог своего пребывания в вузе проектом «Pause», который для себя назвала «Новая музыка» — в честь любимой песни Жанны Хасановны Агузаровой.

После получения диплома Masters of Fine Arts Татьяна преподает рисунок в основанном соратниками Уолта Диснея анимационном Sheridan Arts College, где, кроме того, занимает вскоре пост директора департамента основ изобразительного искусства.

На Украину Эва возвращаться пока не собирается, а связаться с ней в Канаде достаточно сложно, поскольку ее довольно часто поглощает «Северное сияние». Именно так называется новое полотно, над которым работает Гершуни, — масштабный эксперимент в сфере нефигуративной живописи. Киевская выставка станет первой публичной экспозицией, представляющей на родине произведения неординарной художницы после ее отъезда.

Юрий МАЦЮК, Музей культурного наследия, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ