Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Возвращение из «ссылки»

Николай Мозговой научил, как нужно петь «вживую»
28 марта, 2006 - 20:04
ПОЗДРАВИТЬ НИКОЛАЯ МОЗГОВОГО ПРИШЛИ ЕГО САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ ЖЕНЩИНЫ — ВНУЧКА ЗОЯ И ДОЧЬ АЛЕНА / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Формальным поводом организации концерта послужил юбилей маэстро: известный украинский композитор отметил 35-летие своей творческой деятельности, но, на самом деле, Николай Петрович дал настоящий мастер-класс для коллег по эстрадному цеху и подарил публике встречу с любимыми песнями. Ведь произведения Н. Мозгового довольно редко исполняются. Как признался композитор, последние девять лет он фактически находился в «ссылке». Его не пускали выступать на главную сцену нашей страны. Это произошло после пресловутого интервью, опубликованного в одной из киевских газет, в котором Николай Петрович первым заявил, что не все замечательно на нашей украинской эстраде. Что «живой звук» практически исчез из концертов. Что певцы всех мастей (от рядовых до народных артистов) обманывают публику, выступая под «фанеру»: только делая вид, что они действительно поют. Что эфиры радио и ТВ, концертные площадки заполонили низкосортные исполнители с низкопробным репертуаром. Он призвал своих коллег прекратить этот «лохотрон» слушателей, предложив бороться кардинально: злостных «фанерщиков» лишать званий заслуженных и народных артистов, чтобы не позорили эти высокие звания. Заявление Н.Мозгового стало настоящей «бомбой». Николай Петрович нажил массу врагов, на него дулись коллеги, считая, что композитор вынес сор из эстрадной избы, ринувшись к высоким покровителям за защитой, и, как результат скандала, с 1997 года Н. Мозговой стал «белой вороной». Но Николай Петрович упрямо гнул свою линию. Его не пускают на столичную сцену? А он организовывает эстрадные конкурсы в Черновцах и Ялте, открывая новые имена певцов, преподает в Педагогическом университете им. М. Драгоманова, сочиняет песни...

После оранжевой революции Н.Мозговой стал генеральным директором дворца «Украина». Казалось бы, теперь он начальник — значит, может чуть ли не ежедневно красоваться на сцене. Но Николай Петрович окунулся в организаторские проблемы (добился того, что улучшилась акустика зала, способствовал тому, чтобы во дворце чаще выступали украинские артисты с «живым звуком»). А когда механизм заработал, и сам вышел на сцену с сольной программой. Этим вечером маэстро показал, что есть у него творческий порох в пороховницах.

Без пафоса, надев джинсовый костюм (кстати, еще в начале эстрадной карьеры, «за нарушение формы одежды» Николай Мозговой получил взыскание, но ему нравятся джинсы: в них удобно выступать. — Т.П. ), он два с половиной часа без перерыва играл на рояле и пел свои лучшие песни. При этом все — «вживую». Две песни маэстро исполнила певица Ольга Макаренко. Конечно, за 35 лет много написано композитором. Как правило, Н. Мозговой сам пишет не только музыку и аранжировки, но и тексты, хотя есть в его репертуаре композиции, созданные на стихи поэтов Андрея Демиденко, Виктора Синева, Юрия Рыбчинского и других. Программу вечера можно было разделить на два блока: песни о любви и песни о главном. В частности, были исполнены: «Чарівна горянка», «Минає день», «Мир под названием любовь», «Лето», «Не станет настоящим прошлое», «Материнська любов», «Зачаровані слова», «Новоселиця» и другие. У Н. Мозгового очень мелодичные песни, в них чувствуется колорит Буковины — края, в котором родился композитор. Каждая из них — маленький рассказ о жизни, в котором грустно-лирические и задорно-веселые ноты, современные ритмы и колорит фольклора создают настоящую музыкальную радугу. На концерте прозвучали произведения, написанные в разные периоды, в них — задор, глубина, искренность. Эти песни волнуют, тревожат души слушателей и они неподвластны времени. В зале дворца собралась публика разных поколений. После каждой песни юбиляра задаривали букетами и корзинами цветов — к концу вечера сцена «Украины» напоминала филиал оранжереи...

В финале концерта прозвучал легендарный «Край, мій рідний край». Эту песню зрители заставили Николая Петровича спеть дважды, подпевая вместе припев. За режиссерским пультам сидела Виолетта Мозговая (постановщик вечера, а еще супруга и муза композитора). Она так и не вышла на поклон, оставаясь в тени своего звездного маэстро, но благодаря которой во многом состоялся этот праздник песни. Как заметил один из зрителей: «Николай Мозговой был и остается творческой личностью, а чиновник — должность (гендиректора дворца) временная. Вечер подтвердил — дар писать песни он не утратил...»

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ