Вернисаж проходит в рамках проекта межмузейного сотрудничества. Он организован Национальным музеем имени Андрея Шептицкого (Львов) и приглашает познакомиться с уникальными художественными памятниками украинской культуры. Напомним, коллекция начала формироваться еще с 1905 года — когда Музей был основан митрополитом Андреем Шептицким, — охватывает период наибольшего расцвета хоругвей в Украине; ценно и то, что она впервые демонстрируется за пределами Львова.
Украинские хоругви — оригинальное и малоисследованное явление национальной культуры и искусства. Они являются отображением важнейшей сферы духовной жизни нашего народа, иллюстрируют неоднозначный и порой сложный период истории, а также отражают художественные вкусы, культурные тенденции. Хоругви — символ, всегда исполнявший парадно-репрезентативную роль. Принадлежали хоругви, как правило, к самым почитаемым святыням нации, а их использование связано с различными ритуалами или обрядами.
Как и многие европейские памятники того времени, украинские хоругви XVII — начала XX вв. содержанием и художественными особенностями отличаются по своему предназначению — военные, цеховые, церковные и магистратские. Последние изображали символику города, который имел магдебургское право. Что касается военных хоругвей, то это были в основном хоругви казацкого войска XVII — начала XX вв., которые в период военных действий имели распознавательное и информационное значение. А так как изображение на хоругвях было рассчитано на восприятие с дальнего расстояния, то характерными для них являются декоративность и цветовая выразительность.
Основу экспозиции составляют церковные хоругви. Использование знамен в церковных процессиях в украинских храмах зафиксировано декретом короля Зигмунда I Старого, изданном еще в 1512 году. Этим декретом, в частности, подтверждались права церкви и давалось разрешение на вынос хоругвей из храма во время религиозных обрядов, что, по сути, стало ответом на жалобу перемышльского епископа Антония на притеснение властями православных епархий.
На церковных хоругвях обязательным является изображение святого, события из Святого писания или праздника. Развитие этого типа хоругвей происходило в тесной связи с иконописью. В отличие от военных, цеховых, территориальных хоругвей, которые ныне почти исчезли или претерпели существенные изменения, церковные дошли до нас практически в первоначальном виде.
Особое место на выставке занимают погребальные хоругви. Как правило, их разделяли на два типа — эпитафические и скорбные. Особым назначением эпитафической хоругви было увековечение людей высокого воинского положения. Традиция эта возникла в период, когда похороны рыцаря сопровождали его знаменами и оставляли их при могиле. Скорбные же хоругви, выполненные в темном колорите, изображали, как правило, аллегорические композиции, связанные с обрядом похорон, и выражали идею смерти в ее христианском понимании. Незначительное распространение таких хоругвей в украинских церквях объясняется особенностями восточной христианской культуры, направленной не на поклонение страстям Христовым, а на Его Воскрешение и победу.
Раритетом можно назвать хоругвь спортивно-патриотического общества «Сокол» из Львова (1911 год). Интересна история этого экспоната, долгое время считавшегося утраченным. Согласно записям Тараса Франко, в 1923 году флаг был конфискован полицией на Яневском кладбище во время панихиды по украинским воинам, погибшим в боях в 1918 году. Это единственный флаг львовских военно-патриотических организаций, который удалось сберечь в 1950-е годы во время изъятия и уничтожения «националистических произведений».
А «жемчужина» экспозиции — хоругвь Национальной гвардии из Яворова, памятник истории, датируемый 1848 годом (золотой лев в короне, поднимающийся на скалу). В своем дневнике доктор Кирилл Трильовский отмечает, что именно эта хоругвь в 1916 году экспонировалась на выставке в Вене.