Мы с фотокорреспондентом попали не в самый удачный момент. Режиссер картины Николай Мащенко сердился, работа не ладилась. Пиротехники никак не могли подгадать с эффектным взрывом, а каскадеры лихо скакали на лошадях, но красиво падать, как подкошенные, у них почему-то не получалось. Плюс к этим накладкам на съемочной площадке ветер постоянно менял направление. Только оператор возьмет в фокус «картинку», пиротехники зажгут костры и факелы, а дым, словно издеваясь над киношниками, начинает дуть в противоположную сторону... Пока кинематографисты репетировали, а Николай Павлович лично показывал, как надо работать в кадре, мы рассмотрели окрестности.
«Мамаева слобода» — кусочек украинской архитектуры и быта в черте Киева (слобода находится в парке массива «Отрадный»). Это — мини-Пирогово. Ладные хатки, церковь, подворье казаков, мельница, два озера. Четыре года назад началось строительство слободы. С одной стороны, воссоздается кусочек старинной Надднепрянщины, а с другой, — дендропарк с флорой и фауной, на площади которого создан комплекс гетманской поры середины XVIII столетия. По пруду плывет семейство утят. Вода прозрачная: даже черепаху величиной с ладонь видно, плещутся мальки — красота. Майское солнышко припекает. Хочется прилечь на травку, послушать щебетание птиц, но суровый голос Н. Мащенко не дает расслабиться: «Внимание! Приготовились! Мотор!»
Эта картина — любимое «детище» Николая Павловича. Еще в 2002 году, кода «День» делал репортаж о начале съемок ленты «Богдан-Зиновий Хмельницкий», Н. Мащенко признался, что долгих десять лет он шел к этой теме. Фильм рождался тяжело по многим причинам. Он требовал больших финансовых затрат (массовка, исторические костюмы, батальные сцены), студия фактически не работала, а тут еще смена власти в верхах (Виктора Ющенко, запустившего кинопроект, сняли с премьерской должности). Вот и пришлось снимать урывками: появились деньги — работаем, а нет — отдыхаем. Затем Мащенко сам ушел с должности руководителя Киностудии им. А. Довженко, объясняя свой шаг тем, что хочет закончить фильм, сосредоточиться на творческих вопросах. Николай Павлович предложил возглавить студию Виктору Приходько. Но «старожилы» кино нового руководителя не приняли. Произошла смена приоритетов. Были скандалы, петиции, судебные заседания. Ныне студия стала гордо называться госпредприятием «Национальная киностудия художественных фильмов им. А. Довженко», которым руководит гендиректор И. Ставчанский. Громкие скандалы прекратились, но брожение и недовольство в коллективе остались: ведь как ни крути, а киностудия все равно стоит. Сегодня ни одного(!) нового художественного фильма не снимают. Жизнь кипит у тех, кто занят при подготовке телекартин, мюзиклов и снимает кинодебюты... Вроде получили технику — радуйтесь, но новая камера оказалась в некомплекте. Это произошло потому, что приобреталась аппаратура через посредников. Кто-то что-то не досмотрел — и, как говорится, имеем то, что имеем! Вот и выходит, что «Богдан-Зиновий Хмельницкий» — многострадальная лента.
В «Мамаевой слободе» Н. Мащенко снимал батальную сцену, воссоздавая исторические события: затишье между поляками и казакам закончилось, произошла перегруппировка сил и вновь начались атаки Речи Посполитой на Украину. Снова дым и гарь войны над мирными хатами вьется...
«Богдан-Зиновий Хмельницкий» делается в двух вариантах: двухсерийный художественный фильм и телеверсия (она будет состоять из четырех картин). Ленту снимали разные операторы. Вначале работал Сергей Борденюк, а ныне Александр Черный. В «Мамаевой слободе» досняли натуру, а в павильоне киностудии — несколько крупных планов. Мащенко предпочитает в своих картинах открывать новые лица актеров, которые не примелькались на киноэкране. На главную роль — гетмана Хмельницкого — он пригласил Владимира Абазопуло, который работает в Театре им. И. Франко. Этот актер великолепно владеет разными видами оружия (виртуозно фехтует саблями, мечами, шашками). Кстати, В. Абазопуло поставил все бои в легендарном спектакле «Энеида» и уже много лет обучает франковскую молодежь каскадерскому мастерству, сценическому движению. Несколько лет назад с Владимиром произошла беда. У него начало болеть горло, пришлось делать операцию, но она не помогла — исчез голос. Что делать? Для артиста это — приговор, но Владимир — человек сильной воли. Он не ушел из профессии. Продолжает активно работать в театре, кино, преподавать. Например, в антрепризе Бенюка — Хостикоева «Про людей и мышей» он играет роль негра, которого вынули из петли (придумка режиссера Виталия Малахова, объясняющая зрителям, почему голос героя звучит несколько механически, усиленный микрофоном). В Театре им. И. Франко В. Абазопуло играет в спектаклях «Мастер и Маргарита», «Ревизор», «Ромео и Джульетта». В картине Н. Мащенко все трюки Владимир исполнял сам, а вот озвучивать Хмельницкого кинорежиссер пригласит другого актера. Фильм практически готов и к концу года должен выйти на экраны.