Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Время Баха

24 февраля, 1996 - 20:02
ИОГАНН-СЕБАСТЬЯН БАХ

На сцене Национальной филармонии прозвучали «Страсти по Матфею».

Это первое из четырех концертов цикла «Все «Страсти» Баха», задуманного дирижером Владимиром Сиренко.

В широкий круг обязанностей Баха — кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге — входило создание духовной музыки для церковных служб. Эту работу он очень любил, и каждую неделю сочинял новую кантату. Написанные им «Страсти» прихожане тоже слушали в церкви и воспринимали как непременную составляющую часть окружающего их мира. Так, «Страсти по Матфею» были впервые исполнены в Страстную пятницу 15 апреля 1729 года в церкви Святого Фомы.

Страсти, или Пассионы (от лат. passio — страдания) — храмовое действо, основанное на евангельском сюжете о страданиях и смерти Христа. Исполнялись они с IV века как торжественное чтение мессы на страстной неделе. Позднее Страсти разыгрывались по ролям в манере получтения-полупения несколькими священнослужителями, затем канонический текст дополнился музыкой, песнопениями и приобрел вид духовной оратории. Начиная с XVII века, этот жанр представлен в творчестве многих композиторов, а общепризнанной его вершиной являются созданные Бахом «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Менее известны «Страсти по Марку» и «Страсти по Луке», и с ними тоже предстоит встретиться киевлянам. Партитуры двух последних произведений были привезены из Германии благодаря поддержке Гете-института в Киеве.

Пришло время слушать Баха? Сегодня трудно поверить, что такая музыка после смерти ее автора почти 100 лет пребывала в забвении (и так же трудно представить, сколько потеряло человечество, не слушая ее все это время). Интересно, что именно «Страсти по Матфею» выбрал для исполнения в 1829 году двадцатилетний Феликс Мендельсон, возвращая миру великую музыку на знаменитом концерте в Певческой капелле Берлина. Тогда и произошло возрождение интереса ко всему наследию Баха и началось его всемирное признание.

В Киеве Баха исполняют нечасто. Хочется верить, что уже первый концерт киевского цикла вызовет такой же всплеск любви к его музыке, как тот, который состоялся в Берлине 180 лет назад.

А это возможно — ведь на сцене филармонии собрались Национальный симфонический оркестр Украины, капелла «Думка» (художественный руководитель Евгений Савчук), Большой детский хор Национальной радиокомпании Украины (под руководством Татьяны Копыловой) и блестящий ансамбль солистов: Ольга Фомичева (сопрано), Мария Липинская (альт), Сергей Бортник (тенор), Евгений Орлов (бас) и Андрей Гонюков (бас). Маэстро Владимир Сиренко вел музыкантов и певцов максимально бережно, с невероятной проникновенностью и самоотдачей.

«Чем больше углубляешься в план «Страстей по Матфею», тем более удивляешься этому чудесному творению», — писал Альберт Швейцер. У зрителей имелись программки с переводом на украинский язык, и многие следили за развитием действия по тексту. Потрясающее драматургическое решение, гармоничная взаимосвязь речитативов и арий, хоралов и хоров, запредельная красота слияния голосов и инструментов — такое возможно, если музыка льется из самого сердца. И остается в сердце того, кто слушает.

Произошло то, что случается, когда явление искусства захватывает с первой ноты — и до последней. И предстала грандиозная оратория, словно горный массив с заоблачными вершинами и множеством животрепещущих деталей. Конечно, были овации, и зал аплодировал стоя, оценив титанический труд всех участников прекрасного события.

Альберт Швейцер в своей книге «Иоганн Себастьян Бах» рассказывает: «Когда Баха спрашивали, как он дошел до такого совершенства в искусстве, он обычно отвечал: «Мне пришлось быть прилежным; кто будет столь же прилежен, достигнет того же»... Своеобразие Баха в том, что он не стремился к признанию своих великих творений, не призывал мир, чтобы тот узнал их. Поэтому-то на его творчестве лежит отпечаток возвышенности». Его произведения «повествуют о вечном, о том, что истинно и прекрасно, так как создано не для признания, а потому, что не могло быть не создано».

Следующие концерты цикла состоятся: 25 февраля — «Страсти по Марку», 18 марта — «Страсти по Луке», 24 марта — «Страсти по Иоанну». Исполнители — Национальный симфонический оркестр Украины и Ансамбль классической музыки им. Бориса Лятошинского.

Ольга САВИЦКАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ