В воскресенье отмечали праздник Святой Покровы Богородицы, или «Покровы», или Святой Покровы, как ее называют в народе. Это праздник для нашего народа особый, ведь еще украинские казаки считали Святую Покрову своей покровительницей. На Запорожье была церковь Святой Покровы. По рассказам, после разрушения Сечи в 1772 году, казаки пошли за Дунай под руку турецкого султана и взяли с собой образ Пресвятой Покровы. Воины УПА выбрали себе этот праздник как День оружия.
На Покрову начинались в селах сватанья и свадьбы. Девушки, которые были на выданье, с самого утра бежали в церковь и ставили праздничную свечу. Считалось, кто раньше свечу поставит, тот раньше и замуж выйдет. В этот день они обращались к Покрове со словами: «Свята Покровонько, накрий мою головоньку, хоч ганчіркою, аби не зосталася дівкою». А на Подолье девушки говорили: «Свята мати Покровонько, завинь мою головоньку, чи в шматку, чи в онучу — най ся дівкою не мучу».
С этого дня, как всегда, начинались вечерницы. Хозяева определяли погоду именно на Покрову: в этот день ветер с севера предвещал холодную зиму с большими снегами, с юга — тепло. Если журавли улетали до Покровы — это к раннему холоду. Считалось, что с этого дня начинается зима: «На Покрову до обеда осень, после обеда — зима», а еще говорили: «Святая Покрова землю укроет где листком, где снежком».
С Покровы около хаты начинали делать запруды, заделывать мхом стены — чтобы теплее было. И, именно на Покрову, в первый раз начинали топить печь (дрова брали только с вишни или яблони). При этом приговаривали: «Святая Покрова, укрой нашу избу теплом, а хозяина добром». На Покрову скоту скармливали последний сноп овса.
В Киеве Покрову праздновали в Украинском центре народного искусства «Музее Ивана Гончара». Интересно, что основатель музея — Иван Макарович Гончар при жизни был избран отцом украинского казачества. Иван Макарович начал собирать свою уникальную коллекцию произведений украинского искусства сразу после войны, а особенно с рвением он взялся за сбор экспонатов в период застоя, ему больно было смотреть, как уничтожаются народные памятки и святыни.
Праздник в музее проходил под открытым небом, во дворе, где все желающие могли приобрести произведения украинского искусства: изделия из дерева, глины, картины современных украинских художников, бытовую посуду, вышитые сорочки, детские игрушки из дерева, писанки, художественную литературу, рушники, вещи, плетенные из соломы, словом, все то, чем издавна славились украинские мастера.
К сожалению, сейчас музей переживает не лучшие времена. Восьмой год не может сделать он свою первую экспозицию. Никак не выбьют средства на капитальный ремонт, а стены постепенно покрываются грибком, есть угроза для сохранения фондов, никак не отселят общежитие и не освободят обещанное музею помещение на втором этаже, чтобы можно было нормально разместить экспозицию. Но музей живет: организовывает выставки, ярмарки, проводит научные конференции, издает сборники. Здесь проходят заседания клуба «Память рода», действует семейная школа, в которой детей учат народным промыслам, делают постановки вертепа на рождество, есть группа колядников.
А в воскресенье на празднике порадовали прекрасными песнями посетителей уже известные певцы с почти тридцатилетним стажем — этнографический хор «Гомін», а также молодежь — девочки и мальчики с украинской певческой группы «Коралі», которые исполнили обжиночные и казацкие стрелецкие песни. Эти два коллектива были награждены организаторами праздника корзинами с вкусными медовыми пряниками, а хору «Гомін» подарили еще огромную ложку — чтобы кашу сообща ели. Для детей был организован праздник детского рисунка «Осень. Покрова». И маленьких победителей также ожидали вкусные медовики.
Вот и отпраздновали Покрову. Теперь ждите холодов.