Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Все дороги ведут на Андреевский, но...

Прогулка по городу в День Киева
2 июня, 2004 - 00:00

Около 400 тысяч бюджетных гривен, дополнительное патрулирование и бесплатная раздача десяти тонн мороженого — таков взнос Киева в организацию своего дня рождения. «Подарки» гостей не менее щедры: 160 тонн выпитого кваса, не поддающиеся подсчетам литры пива, 25 краж, 18 ДТП и горы мусора. В принципе, как говорится, ничего необычного, особенно если учесть, что 22-й день рождения (в 1982 году впервые отмечали день города, установив «стартовый» возраст в 1500 лет) практически ничем не отличался от 21-го или 20-го. Стандартный набор — концерты на центральных площадях, несколько спортивных мероприятий и вернисаж на Андреевском спуске — вызвал двоякое послевкусье. «Сама концепция праздника уже который год ориентирована разве что на подростков, — поделился впечатлениями коренной киевлянин Игорь Засушкин. — Хочется чего-то более патриотичного и осмысленного, нежели брейк-дансы и конкурсы а ля кто быстрее проскачет на одной ноге за пивом. Как-никак, день рождения столицы Украины отмечаем... Хотя, с другой стороны, устроители, наверное, правы: они дают шанс сбросить с себя десятки лет».

Временное помолодение не помешало гостям, как и водится на днях рождения, обсудить достоинства и недостатки именинника. Впрочем, в данном случае большинство «тостов» оказались довольно критичными. «Столицу испортили, — посетовала пенсионерка Ольга Варченко. — Изюминку Киева — лесопарки на Печерске — превратили в лысые холмы, уютную центральную площадь — в космический город...» А торгово-развлекательные центры на каждом шагу, по убеждению Ольги Ивановны, создают впечатление, что город с богатой историей превратился в сплошной рынок. Показательно, что подобные эмоции испытывали не только киевляне. Приехав на несколько дней в родной город, нынешняя гражданка Германии Марина Ревуцкая призналась, что даже плакала. «Возможно, это мои личные сантименты, но поверьте: в Европе никто не позволяет себе так безжалостно расправляться с историей».

Впрочем, баланс эмоций был соблюден. Гостям из регионов сложно было подобрать слова, чтобы действительно правдиво описать восторг от увиденных в столице метаморфоз. Вне конкуренции по частоте хвалебных од оказались подземные торговые центры — «как королевские дворцы», и, конечно же, «Макдональдсы» — «уютные» и «всегда праздничные».

Но вернемся к самому дню Киева. Воскресная прогулка корреспондентов «Дня» началась с курьеза. Запыхавшийся и безумно раздраженный, как потом выяснилось, гость из Тюмени подбежал с истошным воплем: «Скажете вы наконец или нет — где здесь льву пасть разрывают?» Узнав, что фонтан «Самсон» (а речь, оказывается, шла именно о нем) находится недалеко, гость столицы поведал, что приехал в Киев к знакомым. «А тут — праздник, — радостно подчеркнул он. — Только умудрился в первый же день потеряться и уже около часа, прямо как незабвенные итальянцы из фильма, бегаю вверх- вниз по вашему «Арбату» в поисках «львиного памятника».

На Андреевском спуске утром ожидал сюрприз. Ранних посетителей после первого дня празднования там явно не ожидали, посему мастера продолжали еще мирно спать, «уютно» устроившись на сумках. Охрипшими голосами приехавшие из регионов продавцы рассказывали, что проводят уже вторую ночь на булыжниках. «Мы приехали из Славянска еще в пятницу утром, — рассказывает Алина, — чтобы успеть место занять. Однако с жильем, как говорится, не сложилось: цены в Киеве зашкаливают даже на комнаты в общежитиях. Вот и устроились прямо на рабочем месте». По словам Алины, милиции сначала не очень понравилась гостиница под открытым небом, но потом они смирились: как- никак, продавцам действительно некуда идти. Не позаботились, как оказалось, устроители «Праздника народных ремесел и изобразительных искусств» и об удобствах. «Чтобы элементарно помыть руки, нужно преодолеть всю арт-улицу», — жаловались продавцы.

Тем не менее, последних это не очень устрашало. Самое главное, что в дни города спрос на любые товары очень велик, а значит, ради заработка можно пожертвовать комфортом. Правда, старожилы Андреевского к паломничествам на праздники относятся довольно негативно. Мол, когда-то действительно здесь был киевский Монмартр — эксклюзивные вещи, национальный колорит. «Сегодня же приходят носочники-чулочники, — сокрушается мастер этнографической резьбы по дереву Александр Титаренко. — Где это видано, чтобы праздником народных ремесел называлась торговля мочалками и книгами о Гарри Поттере?» По мнению А. Титаренко, не было бы ничего предосудительного, если бы в данном случае работали худсоветы. Они бы определяли, кто достоин выставлять свою продукцию на вернисаже, а кто — нет. «Ведь это же элементарная забота о потребителе», — рассуждает мастер.

Действительно, отыскать среди продавцов «домашних сокровищ» (пожелтевших учебников по истории коммунизма и столовых приборов) настоящих художников на этот раз оказалось непросто. Одиноко в углу на парапете, так как все места были уже давно распределены, сидел заслуженный художник Украины Иван Аполлонов, автор правительственного подарка Канаде «Садок вишневый» из хрусталя. На вернисаже художник по стеклу продавал свою живопись — как он признался, две самые любимые картины. «Все ради внучки, — рассказывает Иван Аполлонов, — в этом году она заканчивает школу, а денег, чтобы одеть ее на выпускной, у заслуженного художника нет». За звание Иван Григорьевич получает надбавку к пенсии в 93 гривни, на которые, по сути, и живет. Остальные 170 гривен уходят на оплату коммунальных услуг. «Жаль, что заводы по производству художественных изделий из стекла закрыли. Ведь они были уникальными и очень ценились за рубежом». По словам Ивана Аполлонова, мастера неоднократно просили власти помочь реанимировать производство, но в ответ получали лишь холодное: «Ищите спонсоров».

Через несколько часов место заслуженного художника заняла продавец носков Елена. «О каком празднике искусств и популяризации национального вы говорите?!» — восклицает она. Люди приходят сюда только зарабатывать деньги, и не больше. «Я надеюсь, что сегодня хоть что-то продам, иначе завтра-послезавтра в прямом смысле слова пойду с протянутой рукой». Вернисаж же, по словам, Елены, — всегда «рыбный день»: и покупателей в десятки раз больше, и становятся они щедрее.

Однако, несмотря на подобную меркантильность и рыночную лексику, большинство продавцов убеждены, что у Андреевского существует своя аура. «Не представляю, — говорит сопилочный мастер Вадим Сахно, — как бы Киев существовал без арт-улицы. Здесь уже сформирована своя энергетика — энергетика творчества, которую, благо, уже не удастся истребить». К слову, оживленные праздничной торговлей посетители Андреевского говорили, что любят Киев именно из-за него. Рассуждали, что прелесть этой улицы в том, что ей практически удалось избежать нашествия цивилизации и сохранить аромат «еще той» эпохи. А по убеждению львовянки Зинаиды Кравцовой, несмотря на многие «но», арт- улица продолжает оставаться сегодня в Украине оазисом духовности и нравственности.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ